«Деколонизация» — это слово, которое мы все чаще слышим на дизайнерских мероприятиях, часто используемое как синоним слова «разнообразие». Важно подчеркнуть, что хотя термины связаны, их не следует путать. Разнообразие заключается в том, чтобы привлечь больше людей за стол. Деколонизация — это изменение образа нашего мышления. Что это значит для дизайна и дизайнеров?

Чтобы понять место деколонизации в дизайне, важно сначала разобраться в наших терминах. «Колонизация» уходит своими корнями в опыт угнетения коренных народов, в частности, захват местных ресурсов, а также внедрение в общество западной идеологии. Слово «деколонизация» первоначально использовалось для описания выхода государства из бывшей колонии. Теперь деколонизация стала представлять целый ряд идей: это признание того, что на Западе общество было построено на колонизации других народов, что мы существуем в системе привилегий и угнетения, и что большая часть культуры мы пришли к выводу, что наше действительно было присвоено или украдено.

За исключением редакционной платформы и исследовательской группы Decolonising Design и ряда научных статей, в Интернете мало легкодоступной информации о том, что означает деколонизация для дизайна. Поэтому в этой статье мы хотели дать вводный обзор концепции, ответив на вопросы: как колониальная история повлияла на то, как мы проектируем? И что мы можем сделать, чтобы изменить свое мышление и практику?

Деколонизация истории дизайна

Работа, которую делают дизайнеры, вдохновлена ​​вкусом, а вкус часто определяется тем, чему мы подвергаемся во время нашего воспитания. Но ценности дизайна и история преподаются через канон; который принял пантеон работ преимущественно европейских и американских дизайнеров-мужчин, который устанавливает основу для того, что считается «хорошим» или «плохим». Авторитет канона подорвал работу, созданную незападными культурами и выходцами из более бедных слоев общества, так что, например, ганский текстиль считается ремеслом, а не дизайном. Классификация традиционного ремесла как отличного от современного дизайна считает историю и практику дизайна многих культур второстепенными. Мы должны стремиться устранить ложные различия между ремеслом и дизайном, чтобы признать все культурно важные формы производства. Риторика дизайн-мышления также эксклюзивна:

Различия и деления могут «другие» как дизайнеры, так и конструкции. Симба Нкубе, студент графического дизайна и исследователь в лондонском Central Saint Martins, описывает свой опыт, когда его называли «черным дизайнером». работать, — говорит он. «Когда западные условности сосредоточены на дизайне, это означает, что все остальное рассматривается как «отличное». Когда однородная группа людей решает, что «хорошо», это наносит ущерб профессии и приводит к тому, что большинство людей стремится к подобный стиль.

Исследование Ncube исследует один пример влияния колониализма на стандарты дизайна; в частности, он исследует его влияние на идеи восприятия. На Западе учат, что линейная перспектива — это лучший способ аппроксимировать пространство, но это не единственный эффективный способ, которым исторически люди рисовали в 3D. « Японская перспектива основана только на одной плоскости, а не на x, y и z, как в линейной перспективе, но это чрезвычайно ценный способ создания изображения», — говорит он. «Наша зависимость от западной культуры ограничивает нашу способность внедрять другие стандарты».

Ncube также приводит пример культуры, которая вообще не использует перспективу при проектировании. Зулусы живут в так называемой «круговой культуре». Их хижины круглые, они пашут землю не прямыми бороздами, а кривыми, а их деревни спроектированы в виде кругов. В нахождении столь удачных решений для организации частного и общественного пространства зулусскую архитектуру следует понимать как дизайнерскую инновацию. Понимание того, что стандарты, которым нас учили, не являются универсальными, является ключом к деколониальности. И это непросто: Нкубе сравнивает процесс невидения западной культуры с тем, чтобы заставить «рыбу понять, что она в воде».

Деколонизация дизайнерских ценностей

Для педагога и дизайнера Даны Абдуллы, члена исследовательской группы Decolonising Design, «деколониальность — это разрушение привычного». Она говорит, что дизайн сегодня «не нарушает статус-кво, не нарушает установленный порядок». Признавая, что капитализм «является инструментом колонизации» и, следовательно, в настоящее время практически невозможно провести подлинную деколонизацию в западном обществе, она говорит, что деколониальность — это переосмысление чего-то, выходящего за рамки нынешней системы, в которой мы существуем.

В повседневной дизайнерской работе «разрушение привычного» может начаться с переосмысления потребностей аудитории, для которой вы разрабатываете дизайн. Например, задумывались ли вы, как люди разных национальностей могут идентифицировать себя с тем, что вы создаете? Одним из аспектов деколониальности является вопрос о том, как можно было бы найти решения на чужом месте.

Процесс может распространяться на что-то небольшое, например, на выбор шрифта. Многие дизайнеры выбирают определенный шрифт, потому что он «вневременной». Но воспримет ли это разнообразная аудитория так же? Клара Балагер из филиппинского издательства Hardworking Goodooking предлагает следующее упражнение для «ненавистников Comic Sans, образованных в дизайне» в интервью The Gradient от Walker Art : «Используйте Comic Sans, Curlz, Brush Script, Papyrus. Поймите, почему люди реагируют на это. Примите тот факт, что социальные группы (не клиенты, а группы) сделали выбор, который следует уважать, а не высмеивать […] Испытайте себя, чтобы разрушить то, что человек из «Лиги плюща» назвал вам уродливым, грубым, примитивным, диким».

Пересматривая формальные элементы, с которыми вы работаете, также важно понимать, когда использовать определенные образы и как уважительно относиться к изображениям. Дизайн упаковки чая для британской Ост-Индской компании, в котором используются узоры традиционной индийской ткани, является одним из примеров небрежного присвоения дизайна. Ост-Индская торговая компания исторически играла огромную роль в эксплуатации ресурсов Индии, поэтому для компании безответственно продолжать присваивать культуру нации, у которой она исторически украла.

Деколонизация дизайнерской работы

Дизайнеров учат быть хамелеонами: мы приспосабливаемся к любой задаче, которая приходит нам на ум. Но есть определенные ситуации, когда мы не можем начать отождествлять себя с жизненным опытом аудитории, с которой нам нужно общаться. Именно в такие моменты нам нужно вывести себя из уравнения как творца. Например, если в Соединенных Штатах существует организация, созданная для чернокожих иммигрантов и управляемая ими, наверняка дизайнер, передающий ее сообщения, должен отражать идентичность организации?

Чтобы не брать на себя ответственность за чужое повествование или присваивать то, что не принадлежит вам, распознавайте, когда проект не принадлежит вам. Если это не так, назначьте на ваше место кого-то более подходящего. Если проект предназначен для некоммерческого предприятия, после того, как вы уйдете с творческой арены, помогите финансировать усилия. В такой отрасли, как дизайн, существует большая разница между теми, кто учится дизайну, и теми, кто получает деньги за работу. Таким образом, выход из уравнения может дать людям из маргинализированных слоев возможность занять место в творческом сообществе.

И дело не только в том, чтобы знать, когда вам нужно взяться за дело: есть способы интегрировать процесс деколониальности в вашу повседневную практику. Работа с типографиями, принадлежащими меньшинствам, например, является одним из способов деколонизации дизайнерского труда: в социальной публикации от педагога Сайласа Манро недавно упоминается ряд типографий в США, которыми руководят меньшинства. Ресурс от Амели Ламонт и Тимоти Гудмана также упрощает поиск цветных специалистов для найма/сотрудничества. И дело не только в том, с кем вы работаете, но и в том, как вы сотрудничаете. Для студий, агентств и любых других, нанимающих для проекта, убедитесь, что вы не только платите своим фрилансерам, но и культура вашей компании приветствует их. Если вы нанимаете цветного человека, убедитесь, что он не будет сталкиваться с ежедневными микроагрессиями. Этот аспект деколонизации пересекается с разнообразием и инклюзивностью; важно не просто посадить людей за стол, но и спросить себя, какое место вы предлагаете?

В конечном счете, нет конечной цели, которую мы пытаемся достичь: деколонизация — это процесс. Тот факт, что это путешествие, означает, что для того, чтобы продолжать развиваться, мы должны быть постоянно любопытными и узнавать о том, чего мы не испытали напрямую.

«Слишком долго дизайнеры придерживались концепции, что наша работа нейтральна, универсальна, что в дизайне нет места политике», — говорит Абдулла. Тем не менее выбор, который мы делаем как дизайнеры, по своей сути политичен: с каждым выбором дизайна, который мы делаем, есть потенциал не только исключать, но и подавлять; каждый дизайн так или иначе тонко убеждает свою аудиторию, и у каждого дизайнерского словаря есть история и контекст. Изучение истории колониализма откроет нам глаза на то, как властные структуры сформировали общество сегодня и как они доминируют в нашем понимании дизайна.