Готический стиль

Согласно истории искусства, готический стиль в архитектуре возник недалеко от Парижа в придворных кругах Франции в конце двенадцатого века и распространился по Европе, просуществовав до шестнадцатого века. Его характеризовали невероятные для того времени конструктивные нововведения, в основе которых были стрельчатые арки, ребристые своды и арочные контрфорсы.

Истинные принципы стрельчатой архитектуры

Готическая архитектура вновь приобрела популярность в восемнадцатом веке, что привело к готическому Возрождению в девятнадцатом.

Готический стиль в архитектуре изначально был известен как французский стиль, а слово «готика» было использовано как оскорбление итальянским критиком эпохи Возрождения Джорджо Васари в 1530-х годах. Несмотря на утверждение некоторых историков о том, что готический стиль никогда не исчезал, сохраняясь в произведениях каменщиков, он не существовал в семнадцатом веке и в большей части восемнадцатого века, вплоть до своего возрождения, когда он приобрёл особую популярность у приверженцев живописного стиля. Его инициатором стал писатель Гораций Уолпол (1717-97), приобретший свой «маленький игрушечный замок» — Строберри-Хилл, в Туикенхэме рядом с Лондоном в 1748 году и воплотивший в нём свои готические фантазии. Его архитекторы Джон Чут (1701-76) и Ричард Бентли (1708— 82) создали эклектичную смесь из башен и зубчатых стен, образцом для которых служили замки и церковный готический стиль архитектуры.

Сказочный замок Уолпола оказал влияние на распространение интереса к готическому стилю, но развернувшееся в полную силу готическое Возрождение девятнадцатого века приобрело более серьёзный характер. Идеологически оно было связано с реформистским оксфордским движением Высокой Церкви, выступавшим за проведение англокатолической литургии, тогда как в архитектурном смысле оно поддерживало приверженность «правдивому» выражению структуры и использования материалов. Например, в своей книге 1841 года «Истинные принципы стрельчатой или христианской архитектуры», О. У. Н. Пьюджин писал, что «есть два главных правила проектирования: во-первых, здание не должно обладать такими чертами, которые не были бы нужны для удобства, конструкции или приличия; во-вторых, все орнаменты должны включаться в основную конструкцию здания». Далее он пояснял, что «архитекторы Средневековья были первыми, кто полностью использовал естественные свойства различных материалов и превратили их характеристики в орудие своего искусства».

«При сравнении архитектурных работ в нынешнем столетии с теми, что имели место в средние века, замечательное превосходство последнего должно поразить каждого внимательного наблюдателя.» — О.У.Н. Пьюджин «Контрасты»

Эти идеи нашли отголосок в обширных трудах Джона Раскина, несмотря на то, что он отрицал их заимствование у Пьюджина. В это же время во Франции величайший теоретик Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк утверждал значимость «использования материалов согласно их качествам и свойствам» для «правдивости конструктивных процессов», составляющих основу готического стиля в архитектуре. Это те принципы, которые он пытался воплотить в конструкциях, использующих сочетание свойств камня и железа. Виолле-ле-Дюк был не очень убедительным архитектором, однако он был убедительным писателем. Основное влияние оказал его «Словарь архитектуры» в десяти томах – в действительности, история французского готического стиля в архитектуре средневековья; и издание его лекций в двух томах. Фрэнк Ллойд Райт подарил его лекции своему сыну Джону Ллойду с такой рекомендацией: «в этих томах ты найдёшь все архитектурные знания, которые могут когда-либо тебе понадобиться». Виолле-ле-Дюка справедливо назвали «первым теоретиком современной архитектуры». Его видение готической «правдивости» оказало значительное влияние на убеждение, что новая архитектура вырастет из чёткого использования промышленных материалов, убеждения, выраженного, хоть и по-разному, как в стиле ар нуво, так и в раннем модернистском движении.

Exit mobile version