Готический стиль в архитектуре средневековья: 3 факта и миллион смысловых оттенков

Реймсский собор (Франция)

Готический собор в средние века был подобен книге, а витражи – страницам этой книги. В те времена люди не умели читать. И свои истории они строили, а не писали. Селден Эдвардс

Романское искусство еще не проявляло никаких признаков упадка, когда зародилось новое направление. Ценители архитектуры поначалу приписывали авторство германским народам и даже ругали их за это. Термин «готический» долгое время имел уничижительный оттенок, поскольку подразумевал, что высокое античное искусство было испорчено нашествием варваров-готов. В Италии его так и называли — maniera tedesca (то есть буквально «немецкая манера»), в противовес культуре цивилизованных средиземноморских народов — maniera greca («в греческой манере»).

Немцы и сами поверили в это и в конце XVIII века сделали готику предметом национальной гордости. Первым восторженным почитателем стал выдающийся поэт Гёте. Не меньшую роль в прославлении готики как проявления немецкого гения сыграл и один из идеологов романтизма Фридрих Шлегель.

Каково же было разочарование германских патриотов, когда в середине XIX века историки неоспоримо доказали, что честь изобретения этого стиля принадлежит французам, извечным соперникам немецкой нации. Они, как и их исторические предшественники галлы, никогда не увлекались идеей империи. Скорее наоборот, изо всех сил ей противостояли.

В Средние века Франция вообще оказалась главным политическим противовесом Священной Римской империи. Тот же аббат Сугерий был, конечно, хорошим человеком, но при этом ярым шовинистом, по крайней мере, немцев он очень не любил. Сугерий даже поучаствовал в походе против империи, который, правда, окончился лишь мелкими пограничными стычками (именно в этот момент привезенная им орифламма — запрестольная хоругвь аббатства с изображением золотого пламени на красном фоне — превратилась в боевое знамя французской армии).

Соответственно, и готическая архитектура оставалась абсолютно индифферентной к имперским идеям. Гораздо больше, как мы уже видели, ее интересовали проблемы отношений с Высшим правителем; по крайней мере, возможность демонстрации художественными средствами Его непосредственного присутствия в мире. Как это часто бывает с историей зодчества, искусствоведам достаточно точно известно «главное здание», ставшее первым сооружением нового стиля. Это уже знакомый нам храм аббатства Сен-Дени в Париже.

1140 год, местечко Иль-де-Франс; рождается готический стиль в архитектуре средневековья. Именно в это время на свет появляется сотканное из острых шпилей, невесомых конструкций, устремленных в небо, богатых витражей и настенных рисунков готическое искусство.

Чем готический стиль отличается от романского?

Критерий сравнения Романский стиль Готика
Форма арок Полукруглая Стрельчатая
Стены Массивные и толстые, с небольшими прорезями для оконных проемов; Небольшие уступы и ниши Система контрфорсов и «прозрачные» стены, едва очерчивающие пространство; Ажурная каменная работа
Оформление пространство Обычное, практически механическое соединение пространственных ячеек; Единое пространство храма
Наличие декора Внешний декор практически отсутствует. Щипец, пинакль, краббы, фиал.

Готическая архитектура средневековья: свет жизни в витражах

Именно с витражами, сквозь которые струится мягкий свет, у многих ассоциируется готическое направление в искусстве.

Сознание средневекового человека рассматривало свет витражей как олицетворение света и слова Божьего. Монахи предписывали витражам удивительные свойства:

  • Просветление души человека;
  • Удержание этой души от зла;
  • Достижение Вечной Жизни.

Излюбленным сюжетом для создания витражей стала притча о блудном сыне.

Устремленный в небеса готический храм был наполнен символизмом. Каждый архитектурный элемент в нем выполнял только ему присущую функцию:

  • Стены храма – стены обители Божьей;
  • Арка — разрыв круговорота времени;
  • Готические розы на витражах — колесо Фортуны, цикличность времени.

Величайшими памятниками культуры и истории стали:

  • Шартрский собор (Франция);
  • Собор Парижской Богоматери (Франция);
  • Реймсский собор (Франция);
  • Миланский собор;
  • Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель (Франция)
  • И другие памятники.

Интересные факты о готике

  1. «Неужели эта готика – и есть настоящая готика?» — удивлялся в 1962 г. историк искусства Пауль Франк, рассматривая собор во Флоренции. Несмотря на свою «нехарактерность», этот собор относится к готическому стилю;
  2. Автором термина «готика» считают Микеланджело;
  3. Это архитектурное направление имеет собственный цвет – фиолетовый. Он считается оттенком мистического отражения души, цветом молитв.

Готический стиль в Средние века ознаменовал собой превосходство веры над разумом и подарил нам величайшие произведения искусства.

Шартрский собор (Франция)
Шартрский собор (Франция)
Мон-Сен-Мишель (Франция)
Exit mobile version