Тамара де Лемпицка

Существует еще одна проблема, связанная с Лемпицкой, — ее эклектизм. Совершенно верно, что в творчестве Лемпицкой нет ничего оригинального или из ряда вон выходящего и что она не стеснялась «использовать» творческие идеи других художников. В этой связи вспоминается известное высказывание Пикассо: «Заимствуюттолько плохие художники. Хорошие — крадут». Если следовать этому утверждению, то Лемпицка очень хорошая художница. Все, что она перенимала, она тут же делала своим. Ее заимствования синтезированы в сугубо индивидуальный, легко узнаваемый стиль.

И это еще одна проблема. В период творчества в стиле ар-деко Лемпицка писала в выработанной ею определенной манере, которая оказалась «легкой добычей» для имитаторов. Те, кто за последнее время побывал на парижском «блошином рынке», знают, что Лемпицка стала одной из самых подделываемых художников XX в. Нет ничего хуже подделок и слишком широкой осведомленности о жизни художника, чтобы испортить его репутацию. Лемпицка пострадала и от того, и от другого.

В заключение хочется заметить, что самым большим достижением Лемпицкой было то, что она смогла запечатлеть образ определенного общественного слоя, в определенное время и в определенном месте. Она сделала это как никто другой, и забыть об этом уже невозможно. Точно так же как Ван Дейк писал Англию времен Карла I, а Отто Дике изображал людей, населяющих Веймар, Тамара Лемпицка создала образы, которые впредь будут всегда вызывать в воображении Париж двадцатых — тридцатых годов. Неодобрительно настроенному критику придется принять тот факт, что Тамара останется навсегда.

Тамара де Лемпицка