«Стиль» — одна из ключевых категорий в науке об искусстве. История его изучения прошла ряд закономерных этапов: от чисто эмпирических, через наивные попытки строгой классификации по формальным признакам до осознания всей сложности, динамичности, неоднозначности и противоречивости этого явления.
Сложность и трудная определимость понятия «стиль» объясняется прежде всего, тем, что это не локальная эстетическая категория, а целая система, творящая единство не только формальных признаков и образной составляющей искусства, но и определяющая смысловое содержание всей культуры того или иного исторического периода.
Возможно, трудность определения стиля связана с особенностями самого искусства, находящегося всегда в движении и вносящего бесконечно коррективы в категории эстетики. В силу этого понятие стиля не может иметь абсолютно исчерпывающего содержания, оно всегда будет относительным.
Каждая наука, занимающаяся проблемой стиля, выбирает свою формулировку, и даже каждый исследователь пользуется своим определением этого понятия. Мы в своем исследовании возьмем за основу определение художественного стиля, данное в большинстве академических энциклопедий и словарей.
Стиль – это «исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приѐмов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания». Приведем еще несколько определений стиля, вариантов его понимания в разные эпохи и разными авторами. «Стиль» (греч. stylos; лат. stylus – стержень) первоначально – это палочка для письма по воску. Манеру письма такой палочкой называли стилем.
Далее слово стало относиться к почерку, содержанию письма, манере написания букв, жанру. Потом это понятие распространилось на речевую культуру в быту, научной среде, деловой сфере и т.д. Существенным, определяющим признаком стиля является единство составляющих его элементов.
Стиль рассматривают как «систему внутренних связей» между всеми компонентами творческого процесса: содержанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственными построениями, колоритом, техникой выполнения, приемами и материалами. Стиль организует, оформляет предметно-пространственную среду человека.
Приводя к единству предметы самого различного назначения, из хаоса вещей стиль выстраивает нечто целостное, законченное. По мнению Т. В. Козловой, стиль – это среда, связанная непосредственно с культурой общества и отражением в человеческой деятельности отношения к своей эпохе.
Стиль — есть совокупность закономерностей формообразования. По мнению искусствоведа Д. В. Сарабьянова, стиль – это категория формы. Форма реализует определенное содержание. За стилем как общностью формы располагаются другие общности и системы: система мировоззрения, общность метода, система жанров, иконографическая общность.
Все они находятся во взаимосвязи со стилем – управляют им или подчиняются ему. Стиль – по мнению А. Б. Гофмана — в отличие от моды характеризует только сферу объектов (продуктов дизайна, архитектурных сооружений, живописных произведений), а именно их формально-эстетические признаки. Моду А. Б. Гофман рассматривает как особую форму социальной регуляции и саморегуляции массового поведения и считает ее объектом изучения социологов и психологов.
Говоря о проблемах стиля в дизайне костюма, Е. Сидоренко приводит два значения этого термина, стиль как исторически сложившаяся формальная система и стиль как творческий процесс обновления формы бытия. Для нее это надличностная категория, непреходящая метафизическая ценность, которая проявляет себя через форму, как способ проникновения абсолютного в визуальную трехмерную реальность.
Стиль как закон организации представлен П.С. Гуревичем в его «Эстетике». Стиль можно уподобить выражению лица, заключенному не в отдельных чертах, но в производимом лицом целостном впечатлении; оно свидетельствует не о внешнем физическим состоянии лица, а о невидимом внутреннем состоянии души.
Стиль еще сравнивают с генами в живом организме, которые обуславливают организацию живого существа, его индивидуальные, родовые и видовые особенности. Стиль есть «генный набор» художественной культуры, обуславливающий типологическую целостность, сам принцип организации художественного мира.
Стиль проявляет себя в материальных, предметных формах, но он обусловлен идеологическими установками людей своего времени, их представлениями о мире и самих себе, т.е. их ментальностью. Таким образом, стиль можно представить как застывшую в формах или «воплощенную» ментальность.
Стиль демонстрирует нам своеобразие эпохи или какого- ни будь сообщества, он демонстрирует нам картину мира данного сообщества людей, представленную вещным миром. Исторический художественный стиль или стиль эпохи, являясь основой однородности предметной среды, отражал стилевое единство архитектуры, интерьера, декора, изобразительного и прикладного искусства, костюма.
Основы понимания стиля в искусствознании заложил И. Винкельманн. Он в своем классическом труде «История искусства древности»(1764). попытался дать конкретно-историческое описание стилей народов, эпох и художников в сравнении с «идеальным» стилем античности. И. Гѐте в статье «Простое подражание природе, манера, стиль» (1788) поставил понятие «стиль» на более высокий уровень после простого подражания природе.
Стиль в понимании Гете – познание сущности вещей. С социологических позиций «Мировая схема стилей» была изложена в книге немецкого ученого В. Гаузенштейна «Искусство и общество» (1923).
Известны исследования И. Йоффе «Культура и стиль» (1927) и «Синтетическая история искусств» (1933). В книгах А. Ригля «Возникновение искусства барокко в Риме» (1908), Э. Кон-Винера «История стилей изобразительных искусств» (1910), Г. Вѐльфлина «Ренессанс и Барокко» (1888), «Основные понятия истории искусств» (1915), «Искусство Ренессанса в Италии и германское чувство формы» (1922) предметом рассмотрения явились различные «исторические стили» в их развитии от одной эпохи к другой.
Классики культурно-исторической школы М. Дворжак и Э. Панофский крайне осторожно подходили к проблемам стиля, ибо реальная художественная деятельность не укладывалась в придуманные искусственные схемы. Первостепенное значение этой проблеме придавал А. Хаузер, для него стиль – основополагающее понятие истории искусства.
Более детально вопросы художественных стилей в Италии эпохи Возрождения рассматривал Б. Виппер в книге «Борьба течений в Итальянском искусстве ХVI в.» (1956).
Существуют общие работы по теории стиля современных исследователей. Вот некоторые из них:
- О. В. Лармин «Художественный метод и стиль» (1964),
- А. Н. Соколов «Теория стиля» (1968),
- А. П. Григорян «Художественный стиль и структура образа» (1974),
- Д. Наливайко «Искусство: направления, течения, стили» (1981),
- Г. К. Вагнер «Канон и стиль в древнерусском искусстве» (1987),
- А. Лосев «Проблема художественного стиля» (1994),
- В. Г. Власов «Стили в искусстве» (1998),
- Т. Быстрова «Вещь, форма, стиль» (2017).
Есть работы, в которых рассматривается стиль в костюме:
- Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева «Стиль в костюме ХХ века» (2003),
- В. И. Сидоренко «История стилей в искусстве и костюме» (2004),
- Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов «История костюма: стили и направления» (2004)
и др.