Художественные направления и течения первой половины XX века

Искусство первой половины 20 в. с некоторой долей условности принято накрывать термином «эпоха модернизма». В это время с удивительной быстротой появлялись новые течения, стремившиеся противопоставить привычным приемам искусства новые средства выразительности, отстоять право художника создавать новую художественную реальность.

В архитектуре эпоха модернизма ярче всего проявилась в функционализме с его стремлением к рациональным конструкциям, каркасной системой, навесной стеной, сплошным остеклением, свободной планировкой, с его небоскребами и принципиально новыми градостроительными решениями (Гроппиус, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье).

Наряду с функционализмом имела место органическая архитектура (Райт, Аалто), а также короткие всплески экспрессионизма и неоклассицизма.

В изобразительном искусстве к наиболее важным течениям относятся: фовизм (Матисс, Вламинк, Дерен, Ван Донген, Руо, Марке, Дюфи), кубизм (Пикассо, Брак, Глез, Грис, Леже, Липшиц, Метценже, Архипенко, Попова, Лоран), футуризм (Балла, Боччони, Карра, Северини), конструктивизм (Татлин, Лисицкий, Родченко, Габо, Мохой-Надь), супрематизм (Малевич, Кандинский, Лисицкий), абстракционизм (Кандинский, Поллок, Мондриан, Малевич, Клее), экспрессионизм (Энсор, Мунк, Ходлер, Кирхнер, Нольде, Пехштейн, Кокошка, Сутин, Бекман, Шиле), дадаизм (Арп, Дюшан, Пикабиа, Швиттерс, Хаусман), сюрреализм (Де Кирико, Шагал, Эрнст, Танги, Миро, Массон, Дельво, Дали).

Наиболее радикальные течения проявляли себя как авангард с его любовью к манифестам, эпатажу публики, с его одержимыми поисками новизны в искусстве.

Очень своеобразным и ярким явлением первых трех десятилетий века стал русский авангард, внесший значительный вклад в революционные перемены искусства двадцатого столетия (Гончарова, Кандинский, Ларионов, Лентулов, Лисицкий, Малевич, Попова, Родченко, Розанова, Степанова, Сутин, Татлин, Фальк, Филонов, Шагал, Шевченко, Штеренберг).

Exit mobile version