Классицизм и ампир (начало XVII – первая треть XIX в.)

Архитектура классицизма обращается к формам античного зодчества.

Ей присущи логичность планировки и строгий геометризм объемной формы, более последовательное использование античной ордерной системы, чем в ренессансе и барокко. Внешнее декоративное убранство ограничивается до последней степени. Свободная фантазия уступает место строгой академической правильности, а склонность архитектуры барокко и рококо к кривым линиям – жесткой прямолинейности.

Во внутреннем убранстве эта педантичная простота превращается в холодную трезвость. Характерные мотивы – цветочные венки, преимущественно в виде толстых лавровых валов, и легкие драпировки, прикрепленные в виде дуг между розетками. В качестве декоративных форм часто применяются пальмовые ветки, натуралистически обработанные цветы и растения, чаще всего лавры, розы, плющ и виноградные лозы.

Поздний классицизм в перв. четв. 19 в. принимает черты ампира с его массивностью, монументальностью, помпезностью. Ампир, прославляющий наполеоновскую империю, следует древнеримским и древнеегипетским образцам: триумфальные арки, сфинксы, резной египетский орнамент, воинские доспехи, орлы, знамена, лавровые венки и т. п.

Крупнейшие архитекторы классицизма: Жюль Мансар, Андре Ленотр, лорд Берлингтон, Жак-Жермен Суффло, Роберт Адам, Томас Джефферсон,
Джакомо Кваренги, Жан Тома де Томон, Чарльз Камерон, Василий Баженов, Матвей Казаков, Карло Росси.

В живописи классицизм отдает предпочтение картинам на исторические, мифологические и религиозные темы как высоким жанрам, он исповедует строгие устойчивые композиции, сдержанный коричнево-зелено-голубой колорит.

Крупнейшие мастера классицизма: Никола Пуссен, Жан-Батист Грез, Жан-Луи Давид, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Антонио Канова, Бенджамин Уэст, Джон Синглтон Копли, Анжелика Кауфман, Бертель Торвальдсен, Александр Иванов, Михаил Козловский.

Exit mobile version