Русский классицизм в архитектуре

В отличие от классического искусства европейских стран, которые так или иначе взаимодействовали между собой, русский классицизм в архитектуре избрал свой собственный путь развития, полностью отказавшись от французских образцов.

Истоки русского классицизма

Быстро расширяющаяся империя требовала нового государственного стиля. Поскольку барокко был стилем слишком эксклюзивным и затратным, требовавшим огромных строительных, денежных и инженерно-архитектурных ресурсов, его срочно требовалось заменить более демократичной архитектурой. Тогда зодчие обратились к архитектуре античности. Подчиняясь строгим канонам, мастера принялись возводить классические здания совершенно разного предназначения: от дворцов и университетов до больниц и казарм.

Интерес к новому стилю в России был также обусловлен появлением научных трудов И. И. Винкельмана, который стал не только основателем теории искусства как науки, но и убежденным идеологом классицизма. Его трактаты открыли миру наследие античной культуры в научно-археологическом аспекте, отразив основные принципы древнегреческого и древнеримского зодчества и «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов».

Работы французских просветителей о рациональном строении мира послужили источником гуманистических идей классицизма, которые были радушно приняты дворянскими кругами императорской России.

На развитие русской архитектуры классицизма большое влияние оказали картины Паннини, серии гравюр на античные темы Пиранези, а также живописные композиции его ученика Гюбера Робера.

В то же время, русские архитекторы, минуя достижения классицизма в архитектуре западной Европы, напрямую обратились к наследию зодчих эпохи Ренессанса. Особенно ценными для них оказались трактаты и произведения Андреа Палладио. Ордерная система, которую архитектор Позднего Возрождения активно использовал в строительстве городских палаццо и загородных вилл, стала основой классического стиля. Античные колонны, украшенные капители, скульптурные фасадные композиции, лепнина и прочие атрибуты древнегреческого и древнеримского зодчества еще в XVI веке стали основополагающими образцового искусства. Палладио, избравшего себе в качестве источника творческого вдохновения труды Витрувия, особенно привлекало римское искусство, которое он в своем трактате «Четыре книги об архитектуре» характеризует, как «гораздо более всего достойное внимания».

Школы русского классицизма

Русские архитекторы многому учились у зодчих эпохи Ренессанса, но при этом старались привнести в архитектуру русского классицизма традиционные мотивы и приемы построения. В 1760-х гг. русское зодчество условно разделилось на две классические школы — московскую и петербургскую, каждая из которых имела свои отличительные особенности.

Московская классическая школа

Несмотря на то, что в 1762 году был учрежден специальный орган – «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», на деятельность московских архитекторов его функции практически не распространялись, а потому, в отличие от структурированного градостроительства Петербурга, московский классицизм отличался неоднородностью и сумбурностью. Здания возводились в разных стилях с особым московским акцентом. Нелогичные и аляповатые строения, строящиеся сразу несколькими зодчими, по характеру фасадов которых невозможно было определить мастера, можно довольно часто встретить в архитектуре русского классицизма Москвы.

Выдающимися зодчими, преобразившими город и построившими самые лучшие примеры московских классических зданий, были А. Ф. Кокоринов и ученик знаменитого «мастера дворянских усадеб» В. И. Баженова – М. Ф. Казаков.

После московского пожара 1812 года, была создана специальная комиссия по восстановлению города, в которую вошли О. И. Бове, Д. И. Жилярди, В. П. Стасов и другие. В это время формируется стиль московского ампира – более парадный и торжественный аналог классицизма с широким использованием архитектурного ордера и массивными геометрическими объемами зданий.

Петербургская классическая школа

Петербургские архитекторы, в отличие от московских, очень четко придерживались градостроительного плана комиссии, о чем говорят продуманная регулярность городской застройки, соразмерность архитектурных ансамблей и гармоническая упорядоченность зданий. Для императорской России классицизм в архитектуре был призван подчеркнуть значимость и величие, а потому для перестройки города в классическом стиле были приглашены самые лучшие архитекторы.

Применение античных ордеров, аркад, портиков и барельефов присутствовало на всех этапах архитектуры русского классицизма с той лишь разницей, что если в раннем классицизме 1760-1780 гг. еще присутствовало влияние барокко, то в строгом классицизме 1780-1796 гг. произошел полный отказ от барочных и рокайльных композиций.

Переход к позднему классицизму в архитектуре России или русскому ампиру в начале XIX века произошел достаточно логично и плавно. Во внешнем облике построек в качестве отличительных символов императорского стиля стали использоваться всевозможные военные атрибуты – доспехи, оружие, лавровые венки и т.д. А сама композиция зданий отличалась усиленным тяготением к мужественности, торжественности и монументальности.

Таким образом, русский классицизм в архитектуре стал самобытным и многогранным явлением, аналогов которому не существует до сих пор. Несмотря на отличия в характере построения зданий Москвы и Санкт-Петербурга, классицизм в архитектуре России положил начало качественно новому этапу в русском зодчестве, объединив в себе творческие искания лучших архитекторов XVIII-XIX вв.

Exit mobile version