Скульптура на рубеже XIX — XX вв.

Скульптура на рубеже XIX — XX вв.

В русской скульптуре одновременно со сближением ее с архитектурой наблюдалось во многих случаях смыкание с декоративно-прикладным искусством (фаянс, фар­фор, разная керамика, особенно майолика), и с исканиями художников (Врубель, Малютин и др.), наконец, с вековыми традициями народной резьбы по дереву.

Три мастера оставили наиболее заметный след в развитии русской скульптуры конца XIX — начала XX в. — П. П. Трубецкой (1866-1938), А. С. Голубкина (1864-1927) и С. Т. Коненков (1874-1971).

В творчестве Трубецкого и Голубкиной, особенно в их ранних произведениях, главным образом появлявшихся уже в начале XX в., определенно чувствовалось воздействие импрессионизма — в характе­ре лепки, в некоторой камерности (Трубецкой), в известной мере даже в тематике (у Голубкиной в период между двумя революциями). Оба скульптора долгое время жили и учились в Италии и Франции. Голубкина после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества работала в мастерской великого французского скульптора Огюста Родена в Париже.

Наиболее характерными произведениями Трубецкого, прочно вошедшими в историю русской скульптуры начала XX в., являются небольшие по размеру бронзовые портреты Л. Н. Толстого (бюст 1899; «Лев Толстой на лошади», 1900), И. И. Левитана (1899), Ф. И. Шаляпина (1899-1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906). Значительнейшей вещью Трубецкого явился отлитый в бронзе и после долгих проволочек наконец-то установленный в 1909 г. в Петербурге конный памятник Александру III. Памятник явил стране облик «тяжелого» царя, употребившего все свои силы на сохранение незыблемости самодержавия в России.

Сын крестьянина Смоленской губернии Коненков получил художественное образование в Москве. Его самобытное творчество развивалось своим путем и в целом не испытало импрессионистских и мо­дернистских влияний. Постоянное обращение к классике, к древне­греческой архаике («Самсон разрывающий узы») и не менее постоянная тематика из мира народных русских преданий и народного быта (статуи «Великосил», «Стрибог», «Старичок-полевичок» и др.), обращение к резьбе по дереву тесно связывают Коненкова с национальными и демократическими тенденциями, имевшимися в отечественной скульптуре XIX в.

Exit mobile version