Словарь терминов искусства XX века

Искусство XX века
  • Абстракция – одна из форм искусства, в которой художник не стремится воспроизвести окружающий мир. Термин применим по отношению к любому произведению, которое не изображает узнаваемые объекты, но преимущественно используется для обозначения искусства 20 века, отказавшегося от имитации реального мира. Среди первых абстракционистов были В. Кандинский, П. Мондриан, К. Малевич.
  • Абстрактный экспрессионизм – течение в абстрактном искусстве, возникшее в 1940-х гг. в США. Художники этого направления использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, а иногда расплескивая или бросая ее прямо на хост. Экспрессивный метод письма здесь не менее важен, чем результат, кроме этого, спонтанность живописного метода, как считали представители этого направления, освобождает творческие силы подсознания и помогает выразить внутреннее состояние и мысли художника. Яркими представителями абстрактного экспрессионизма были В. Кандинский, Дж. Поллок, С. Фрэнсис, М. Ротко.
  • Авангардизм – обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей в искусстве 20 в., стремившихся к созданию нового искусства, не имеющего связей со старым; по сравнению с направлениями и течениями модернизма авангардизм более склонен к эпатажности, к демонстративному отрицанию исторической преемственности в искусстве.
  • Андерграунд – экспериментальное некоммерческое искусство, одна из форм элитарного творчества; термин стал использоваться в американской кинематографии с 1940-х гг. для обозначения особого рода некоммерческих фильмов, создаваемых начинающими режиссерами для домашнего просмотра на собственные средства.
  • Антиискусство – считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года М. Дюшан. Термин применим к произведениям дадаистов, концептуалистов 1960-х гг. и обозначает творчество художников, отказавшихся от традиционного искусства, прежде всего, коммерческого. Выставка Дж. Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.
  • Ар-брют, искусство аутсайдеров – французский термин переводится как грубое искусство, но часто применяется к искусству аутсайдеров – как правило, непрофессиональных авторов, не связанных с художественной средой – детьми, душевнобольными или преступниками (А. Уоллис, А. Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.
  • Ар-деко – сложившееся к 1925 г. в Париже направление в декоративно- прикладном искусстве и архитектуре, популярное в Европе и Америке между двумя мировыми войнами; в рамках этого направления применялись способы массового производства, искусственные материалы в сочетании с изысканным и сложным дизайном.
  • Ар-информель – в переводе с французского «бесформенный». В 1950-е гг. представители этого направления стремились открыть новый художественный язык, не прибегая к узнаваемым формам предшественников (кубистов, экспрессионистов) и основываясь на импровизации. Творчество мастеров Ар информель разнообразно, но всех объединяет свободная живописная манера и густое наложение краски. Это направление включало живописцев как фигуративной так и абстрактной ориентации, и распространилось в Европе – Франции, Испании, Италии, Германии.
  • Ар-нуво (модерн) – французский термин обозначает «новое искусство» и применяется для обозначения декоративного стиля архитектуры и дизайна, возникшего в Европе и США в 1890-х гг. Для этого стиля характерны изогнутые линии и округлые органические формы, например, стебли, листья и лепестки цветов. Живопись Ар нуво отличается причудливой орнаментальностью и обилием изысканных женских фигур с длинными струящимися волосами (Густав Климт). Утонченное графическое творчество Обри Бердсли демонстрирует тенденцию к эротизму и декадансу, а искусство Чарлза Ренни Макинтоша представляет более сдержанный геометрический вариант стиля. Испанский архитектор Антонио Гауди воплотил в стиле модерн свои фантастические идеи.
  • Арте повера – в переводе с итальянского «Бедное искусство». Распространилось в Италии с конца 1960-х и существовало до конца 1970-х гг. Произведения, в основном трехмерная скульптура, создавались из простых материалов: грязи, веток, тряпок, бумаги, цемента и т.д. Подобно алхимикам, они извлекали метафизическую истину из основных природных элементов. В противоположность холодному минимализму они хотели создавать чувственное и страстное искусство. Представители: Кунелис, Дж. Ансельмо, Мерц, Пистолетто, Цорио и др.
  • Ассамбляж – представляет собой расширенный тип коллажа; термин введен в искусствознание с 1961 года после нью-йоркской выставки художников стиля поп-арт, носившей название «Искусство А». Ассамбляж предполагает включение в живопись и скульптуру посторонних материалов, в том числе еду и разнообразные отходы (Арман, Дж. Дайн).
  • Баухауз – термином обозначалась художественная мастерская в Веймаре, основанная архитектором В. Гропиусом в 1919 г. В 1920-е гг. Баухауз стал центром архитектурного дизайна в Германии. Под влиянием социалистических учений Гропиус стремился сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни и считал, что произведения художников и архитекторов должны быть доступными и практичными. Стиль Баухауза отличался простотой, геометрическими формами и тонким вкусом. В 1933 г. школа была закрыта нацистами, а ее мастера рассеялись по всему миру, продолжая проповедовать свои идеалы.
  • Боди–арт, искусство тела – использование человеческого тела как исходного материала для искусства, нанесение на обнаженное тело росписи, татуировок, шрамов и т.д. Распространилось в 1960 – 1970-е гг. и является течением авангардного искусства. Боди-арт дает возможность прямого выражения проблем пола и секса (Вито Аккончи). Часто оно исследует проблемы человеческой выносливости (Герман Нитш в ходе перформанса привязал себя к распятию), иногда авторы шокируют зрителя нанесением себе увечий (Жина Пан). Боди-арт чаще всего демонстрирует себя в виде «акций».
  • Видеоискусство – использование видеозаписей не только для фиксации художественных «акций», но и обозначение их как самостоятельного вида искусства. Распространилось с 1960-х гг. с развитием видеотехники и экспансией художников в мир кино. Большая часть произведений видеоискусства для галерей реализуется в виде инсталляций (Мона Хатум). Мастера нередко проецировали изображение на здания и другие поверхности (Джудит Барри, Кшиштоф Водичко), работали с несколькими экранами (Вили Догерти, Гари Хилл, Билл Вайола) или создавали сложные композиции с включением видео, света, звука и элементов скульптуры (Сьюзен Хиллер).
  • Дада, дадаизм – течение авангардного искусства или «антиискусства», существовавшее с 1915 по 1922 год. Зародилось в Цюрихе и представляло собой творческие эксперименты в области бессмысленной поэзии, «шумовой» музыки и автоматического рисунка. Типичное произведение дадаизма – реди-мейд – представляет собой тривиальный предмет, изъятый из среды естественного бытования и выставленный как объект искусства. Движение дада с его культом иррационального сыграло важную роль в подготовке почвы для сюрреализма 1920-х гг. Представители: Арп, Дюшан, Манн Рей, Пикабиа, Хаусман и др.
  • Инсталляция – термин, применяемый к определенному виду искусства. В инсталляции отдельные элементы, размещенные внутри заданного пространства, образуют единое произведение и часто сделаны в расчете на данную галерею (Р. Тираваниджа, Ф. Вест). В таких произведениях окружающая обстановка является равноправной частью работы. Инсталляция возникла впервые в 1950-х – нач.1960-х гг., когда художники поп-арта стали проектировать среду для хепенингов. Инсталляция часто предполагает театральную драматизацию пространства (И. Кабаков, Х. Хааке). Инсталляции обычно бывают временными, большинство их создается для значительных художественных собраний.
  • «Искусство земли», ленд-арт – форма искусства, использующая элементы природы. Возникло в середине 1960-х годов как реакция на коммерциализацию искусства и традиционное размещение его в музеях, галереях. Некоторые художники вносили природную среду в интерьер галереи (Уолтер де Мария), другие работали непосредственно в пейзаже, преображая его в абстрактные композиции с помощью вспашки, рытья, выравнивания и срезания слоев, что часто требовало применения бульдозеров (Р. Смитсон). Британские художники Э. Голдсуорти, Р. Лонг создавали произведения из листьев или камней и помещали их в ландшафт. Произведения ленд-арта занимают огромные территории и недолговечны, поэтому авторы фотографируют их.
  • Кинетическое искусство – искусство, включающее реальное или иллюзорное движение. Название впервые применил Наум Габо, но как направление кинетическое искусство оформилось в 1950 – 1960-е гг. Этот термин применяется также по отношению к произведениям, использующим световые эффекты для создания иллюзии движения. Представители: А. Колдер, Ж. Тингели.
  • Коллаж, фотомонтаж – техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие предметы закрепляются на плоской поверхности. В качестве самостоятельной художественной техники впервые применили коллаж Ж. Брак и П. Пикассо. Фотомонтаж является аналогичной техникой, примененной по отношению к фотографии (Д. Хартфилд). Он был важным элементом техники дадаистов и сюрреалистов (К. Швиттерс), а также применяется мастерами поп-арта (Э. Паолоцци).
  • Конструктивизм – направление абстрактного искусства, зародившееся в Западной Европе в начале 20 века и нашедшее благодатную почву в России 1920-х гг. Конструктивизм отбросил традиционные представления об искусстве и обратился к имитации форм и методов современного технологического процесса. Произведения скульптуры создавались непосредственно из продуктов промышленного производства и с использованием промышленных технологий, живопись использовала абстрактные формы для воспроизведения аналогичного эффекта. Представители этого направления: Ле Корбюзье, А. Озанфан, В. Гропиус, Ф. Леже, Л. Лисицкий, Н. Габо, В. Татлин и др.
  • Концептуализм – течение авангардного искусства, ставшее ведущим направлением в мире в 1960-е гг. В основе произведения лежит идея (концепция), которая оказывается важнее мастерства исполнения. Концепция может воплощаться различными способами, в том числе с помощью текстов, карт, видеофильмов, перформансов. Произведение может выставляться в галерее, на местности, может иметь форму «акции». Концептуализм черпает свои идеи из философии, лингвистики, психоанализа и даже высоких технологий. Представители: Э. Руша, Б. Вотье. Р. Берри, Д. Грэхем, Р. Принс и др.
  • Кубизм – течение в искусстве модернизма, основатели которого (Ж. Брак, П. Пикассо) применили новаторский метод создания живописного образа в первом десятилетии 20 века. Абстрактное и геометрическое, на первый взгляд, искусство кубизма передает однако реальные объекты. Они лишь «расплющены» на холсте так, что разные грани одного и того же предмета показаны с разных точек зрения. Вместо создания иллюзорного объема, кубисты воспроизводили объекты в категориях двухмерной плоскости. Создание кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства. Представители: Ж. Брак, П. Пикассо, А. Архипенко, Х. Гри, А. Глез и др.
  • Минимализм – направление в живописи и скульптуре, распространившееся в США. Это искусство абстрактно, лишено внешней декоративности и экспрессии. Живопись и графика монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. Скульпторы, часто работавшие большими сериями, для создания геометрических композиций использовали промышленные технологии и материалы: сталь, пенопласт, флюоресцентные трубки. Представители: Андре, Джадд, Моррис, Райман, Флавин и др.
  • Модернизм – термин применим не к определенному стилю, а течениям и направлениям в искусстве первой половины 20 века (от фовизма до сюрреализма). Модернизм стал утверждением веры в «традицию нового». Начиная с импрессионистов, художники постоянно искали способы создания зрительного эквивалента современной жизни и мышления и пришли к культивированию формального эксперимента как основы творческого метода.
  • Найденный объект – обыкновенный предмет, найденный художником и включенный в произведение искусства. Найденный предмет может быть частью ассамбляжа или выставляться самостоятельно в качестве реди- мейда. Такие формы искусства использовались дадаистами (М. Дюшан, К. Швиттерс), сюрреалистами (М. Оппенхейм), новыми реалистами (Арман, Д. Споэрри) и представителями поп-арта (Э. Паолоцци).
  • Новый реализм – европейское движение, возникшее в конце 1950-х гг., которое использовало предметы повседневной жизни и найденные объекты для создания новой эстетики. Центром нового реализма стала Франция. В отличие от спонтанно-эмоциональной живописи абстрактных экспрессионистов, произведения новых реалистов основывались на опыте современной жизни. Внешне это направление напоминает искусство поп- арта.
  • Оп-арт – направление авангардного (абстрактного) искусства, получившего распространение в 1960-е гг. Оп-арт (оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения. Представители: Райли, Вазарели и др.
  • Органическая архитектура – течение в американской, затем и западноевропейской архитектуре первой половины 20 в., противопоставившее функционализму с его гипертрофированным урбанизмом и интернационализмом стремление к органическому слиянию архитектуры с окружающей средой, к уподоблению художественных форм природным, естественным объектам. Виднейшие представители: А. Аалто, Ф.Л. Райт.
  • Орфизм – течение в модернистском искусстве нач. 20 века, родившееся во Франции и представляющее собой абстрактные цветовые конструкции, целью которых является создание иной, «чистой» реальности цвета, ритмики форм, силуэтов и линий. Термин «орфизм» впервые использовал поэт Г. Аполлинер применительно к произведениям французского живописца Р. Делоне в 1912 г. Картины Р. Делоне представляли собой конструкцию из концентрических окружностей, арок, радуг, окрашенных в семь основных цветов, и вызывали ощущение зрительного движения цветовых форм. Представители: Р. Делоне, С. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабиа.
  • Перформанс – искусство, представляющее собой синтез живописи, скульптуры, танца и театра. Имеет сходство с хепенингом и боди-артом. Перформанс возник в конце 1950-х гг. в США. В то время перформансы представляли собой разыгранное перед аудиторией действие, в котором в качестве скульптурного элемента использовалось человеческое тело. В 1970-е гг. под влиянием массовой культуры и искусства видео перформансы вышли из галерей в театры и клубы. В настоящее время границы между перформансом и другими видами театрализованных представлений размыты и все они определяются термином «искусство действия». Представители: Вито Аккончи, Жина Пак, Кароли Шниман.
  • Поп-арт – движение в искусстве США и Англии, возникшее в 1950- гг. и вдохновлявшееся образами массовой потребительской культуры. Популярные комиксы, реклама и продукты промышленного производства послужили источником его образного мира. Сиюминутность сюжета в живописи часто подчеркивается техникой, напоминающей эффект фотографии, акцентируется механистическое происхождение образа; в скульптуре тщательно воспроизводятся мелкие детали. Поп-арт использует также фотомонтаж, коллаж и ассамбляж. Некоторые представители поп-арта принимают участие в хепенингах. Представители: Дж. Джонс, Р. Лихтенштейн, Р. Раушенберг, Э. Уорхол, Р. Хамильтон и др.
  • Психоанализ – метод изучения сознания с помощью исследования подсознательных импульсов, был разработан в начале 20 века австрийским психиатром З. Фрейдом. Психоанализ основывается на анализе снов, галлюцинаций, случайных оговорок, т.е. моментов выражения истинных желаний и страхов человека. В изобразительном искусстве применяется для обнаружения скрытых значений образов – значений, которые могут отличаться от сознательных намерений их автора. Учение Фрейда оказало особенно сильное воздействие на творчество сюрреалистов, стремившихся освободиться от рационального мышления, создавая произведения под влиянием подсознательных импульсов.
  • Реди-мейд – термин обозначает найденный объект, который художник помещает в контекст искусства. В лексикон искусства впервые введен М. Дюшаном. Самый знаменитый пример реди-мейда – писсуар, выставленный Дюшаном на выставке в своем оригинальном виде под названием Фонтан. Этой акцией художник бросил вызов априорным представлениям о ценностях искусства, стремясь доказать, что художественное содержание заключается не в самом объекте, а вносится контекстом выставочного пространства. Реди-мейд применяли в своем творчестве Й. Бойс, М. Келли, Х. Штейнбах и др.
  • Супрематизм – движение, основанное русским художником К. Малевичем в 1915 г. Абстрактное искусство супрематизма отстаивало превосходство геометрических форм и отрицало воспроизведение объектов реального мира. Программные произведения Малевича – Белый квадрат и Черный квадрат – стали символами супрематизма. Принцип очищения искусства до простейших элементов стал предвосхищением минимализма.
  • Сюрреализм – течение искусства, возникшее в 1920-е гг. во Франции. Главный теоретик – писатель А. Бретон. Сюрреализм основан на воспроизведении образов подсознания, неслучаен интерес художников к психоанализу. Художники с фотографической точностью изображали пугающие алогичные сцены, создавали странные существа из фрагментов привычных предметов или разрабатывали специальную технику живописи – «автоматическое письмо» для воспроизведения движений и импульсов подсознания. Представители: С. Дали, Де Кирико, Магритт, Х. Миро, М. Эрнст и др.
  • Ташизм – одно из направлений авангардной живописи 1950-1960-х гг., близкое абстрактному экспрессионизму (название связано с французским термином, означающим «пятно»). Композиции ташистов состоят из неорганизованных мазков, пятен, линий в прихотливых сочетаниях. Эти произведения отражают субъективные ассоциации, рождающиеся в процессе импровизации. Ташизм считается разновидностью искусства ан информель. Представители: У.де Кунинг, М. Ротко, Д. Поллок, П. Суллаж и др.
  • Фигуративное искусство – искусство, представляющее образы окружающего мира. Эти образы могут быть воспроизведены буквально, а могут быть сильно искажены (например, у кубистов). Наряду с термином «фигуративное искусство» используется его синоним «репрезентационное искусство».
  • Фовизм – течение в модернистском искусстве, отличающееся стремлением к яркому колориту (как правило, чистые, резко контрастные цвета), динамичному мазку и чувственной выразительности, создающим полный радости мир красок и ощущений. Представители: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, К.Ван Донген.
  • Функционализм – течение в западноевропейской, а затем и американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели, возникшее на основе конструктивизма и авангардного искусства в 1910-х – 1920-х гг. и оформившееся в качестве самостоятельного течения в 1930-х гг.; основной принцип функционализма: абсолютная красота состоит в полном соответствии внешней формы предмета его утилитарной функции. Крупнейшие представители: Л. Бауэр, П. Беренс, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мисс Ван дер Роэ.
  • Футуризм – одно из направлений авангарда, родившееся в Италии в 1909 г. Футуристы были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Динамичность в произведениях футуристов передавали угловатые формы, резкие контуры, а непрерывность движения и скорость изображались с помощью соединения разных положений одного и того же объекта. Представители: Дж. Балла, У. Боччьони, К. Карра, Д. Северини.
  • Хай-тек (высокие технологии)– течение в архитектуре середины и второй половины 20 в., демонстрирующее возможности применения новых материалов и новейших технологий строительства и обработки материалов; один из внешних признаков – демонстративное выведение на поверхность зданий внутренних коммуникаций (вентиляционные и водопроводные трубы, электрические кабели и пр.). Хрестоматийный пример хай-тека – центр Помпиду в Париже.
  • Хепенинг – представление для публики, включающее в себя элементы изобразительного искусства, театральной постановки и танца, часто предполагающее взаимодействие с аудиторией. Хепенинг призван был открыть искусство для широкой аудитории. Хепенинг использовали художники разных направлений, в том числе поп-арта.
  • Экспрессионизм – художественное направление 1905 – 1930 годов, сосредоточенное, главным образом, в Германии. Художники– экспрессионисты стремились запечатлеть внутреннее движение души, свои эмоции и отношение к миру. Для этого искусства характерны страстность, напряженность, глубоко личностный подход и свои выразительные средства: пламенеющий колорит, нервный мазок. Произведения экспрессионистов наполнены мощной жизненной энергией. Представители: М. Бекман, Ж. Руо, О. Кокошка, Ф. Марк, Э. Мунк.
Exit mobile version