Верхний свет

В значительной степени благодаря изобретению компанией Velux «мансардного окна» крыши жилых домов теперь усыпаны окнами верхнего света, тогда как в многочисленных офисах и других зданиях можно встретить большие атриумы.

Свет, падающий сверху

Как ни странно, несмотря на его известность – и за исключением блистательного Пантеона, чьё незастеклённое отверстие в вершине купола являлось его единственным источником света – верхний свет представляет собой сравнительно недавнее архитектурное изобретение.

«Освещённое сверху внутреннее пространство отделено от города, при этом не теряя с ним визуальной связи.»

Его возможности стали в действительности использоваться лишь в середине восемнадцатого века, когда развитие стекольного производства позволило изготавливать достаточно дешёвые листы приемлемых размеров, что было практической необходимостью, так как ни деревянные рамы, ни свинцовые оконные переплёты не защищали от протечек. Самой ранней формой окна верхнего света стал лист стекла, вставленный в черепичную крышу вместо черепицы – идея, обычно характерная для зданий утилитарного назначения, но искусно возрождённая Сверре Феном в Музее Хедмарк в Хамаре, Норвегия (1968-88), занимающем полностью перестроенный амбар.

Открытые, заключённые в деревянную раму и покрытые свинцом мансардные окна всё ещё можно встретить в некоторых зданиях восемнадцатого века, но в обычных домах они получили распространение лишь в конце девятнадцатого века, частично потому, что акцизные сборы на стекло по весу не взимались с небольших тонких листов стекла. Отмена акцизных сборов в Соединённом Королевстве в 1845 году совпала с различными новшествами в производстве стекла. Наиболее заметным и масштабным из них стал отказ от использования горбыльков оконного переплёта, но мансардные окна также получили распространение.

Широко доступным стало массовое производство окон верхнего света с чугунными переплетами, а «остекление без замазки» использовалось во всех зданиях, начиная с рыночных павильонов и железнодорожных вокзалов и заканчивая музеями. Здания глубокого плана, такие как Хлебная биржа в Лидсе, созданная Катбертом Бродриком (1861- 64), и Музей естествознания Оксфордского университета, спроектированный Дином и Вудвордом (1855-60), невозможно было бы представить без верхнего света, тогда как в национальном масштабе окна верхнего света в основном размещались над лестницами и зачастую имели двойные рамы для защиты от сквозняков.

Несмотря на то, что исторически основная часть окон верхнего света использовалась в зданиях утилитарного назначения, они были признаны в качестве источников света архитекторами восемнадцатого века, например, Робертом Адамом, который использовал фонари над лестницами и холлами для создания впечатляющего эффекта. Сэру Джону Соуну они также очень нравились. Его собственный дом-музей в Лондоне (1792-1827) – настоящая сокровищница оригинального освещения, а в созданной им Картинной галерее в Дулвиче (1811-17) были заложены основы современного типа музеев и картинных галерей с верхним светом. Инновационными также можно назвать такие постройки, как Музей современного искусства в Северной Ютландии по проекту Алвара Аалто, где свет отражается от изогнутых строительных балок и равномерно рассеивается по стенам, и Художественный музей Кимбелла по проекту Луиса Кана, где свет попадает через щель между двумя изогнутыми балками, отражаясь в их нижних поверхностях, а затем возвращается в музей.

Exit mobile version