О сущности и структуре композиции в искусстве. Композицию для легкости и простоты обозначают как соединение, связывание, составление. Данная категория раскрывает процесс и результат художественного мышления, направленного на решение художественно-образных, функционально-эстетических задач среды, пространства и преломляющего в созданных произведениях культурную и эстетическую сущность общества, личный опыт художника, стремление к духовным истокам бытия. Композиция есть главный инструмент художественного творчества.
Общим для композиции в декоративно-прикладном народном искусстве, архитектуре, дизайне, является двойственность ее структуры — материальная и духовная. Именно они и объясняют прикладной характер и смысл вещественных памятников. Для прикладных искусств материальное связано с природным веществом и утилитарным значением, раскрывающим назначение предметов как условием физического соответствия человеку, что обеспечено преобразованием природной материи в полезные вещи.
Для изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры) материальная компонента имеет иное значение. Материал в изобразительном искусстве, ставится в зависимость от духовной идеи: мировоззрения и опыта эстетического переживания. Его преодоление — самостоятельная эстетическая задача, не связанная с утилитарной, хозяйственной необходимостью.
Наиболее ранней теоретической разработке подверглась композиция в архитектуре, задачи которой следующие:
- преобразование природной среды в искусственную, создание гармоничного архитектурно-ландшафтного пространства;
- создание архитектурных сооружений, отвечающих видам и потребностям деятельности человека в различных областях его жизни;
- преобразование технологических открытий в конструктивные и использование архитектонических и объемно-пространственных законов формы.
Архитектура наделена определенной совокупностью задач синтеза среды. Она образно и эстетически осмысливает и выражает технологические возможности конструктивных решений. Стоечно-балочная конструкция, стена и арка, паруса сводов, стрельчатое окно и нервюрный каркас, металлическая структура остова и др. предопределили архитектонические закономерности в архитектуре. Стиль, как общность средств художественного синтеза, характерных для той или иной эпохи, составляет в истории искусств образную основу архитектуры.
Краеугольным камнем архитектурной композиции является триада Витрувия — польза, прочность, красота. Этот римский военный инженер и архитектор, живший во второй половине I в. до н.э., создал трактат «Десять книг об архитектуре». Его триада актуальна до настоящего времени Классическим учебным пособием по композиции в архитектуре является труд В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, М.А. Туркуса « Элементы архитектурно-пространственной композиции».
Композицию в дизайне стали рассматривать сравнительно недавно, так как его появление (художественное конструирование, промышленное искусство) связано с развитием производственных технологий. Форма промышленного искусства возникла со строительством заводов и фабрик, а теория дизайна фактически сформировалась во второй половине XX столетия.
Задачи дизайна:
- решение художественно-образных закономерностей в условиях тиражирования изделий как результата индустриальных общественно-производственных процессов, унификации и стандартизации инженерно-технического обеспечения;
- выполнение заказа по отношению к разнообразию предметно-пространственных видов материальных объектов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.