В истории русской мебели значительным периодом стало слияние двух различных стилей — барокко и рококо — примерно в середине XVIII века. В эту эпоху создавались изысканные интерьеры роскошных зданий, в основном по заказу царской семьи и ее придворных.

Примечательными чертами дворцов стали высокие окна, обилие зеркал в искусных рамах, затейливая позолоченная резьба, множество кованых подсвечников. Уже в это время русские продемонстрировали свое умение максимально эффективно использовать пространство, применяя зеркала для создания оптических иллюзий.

Днем комнаты освещались солнечным светом, отражающимся от стен, а вечером в них зажигались многочисленные мерцающие свечи.

Выбор мебели в этих дворцах гармонировал с общим архитектурным стилем. Особое внимание уделялось богато украшенным консолям и различным видам кресел. Чтобы оптимизировать свободное пространство, предметы интерьера располагались вдоль стен. Особое внимание было уделено бальным залам и вестибюлям, которые в отличие от жилых помещений излучали роскошь.

Владельцам было крайне важно продемонстрировать свой достаток и материальное благополучие. Однако в это время сохранялась одна проблема — нехватка мебели. Даже Екатерина II сетовала на то, что мебель из Зимнего дворца приходится возить с собой по всей стране. К сожалению, при транспортировке многое из нее ломалось, и поврежденные предметы становились непригодными для использования.

К сожалению, до наших дней дошло лишь небольшое количество предметов мебели той эпохи. Многие из них погибли в пожарах или были уничтожены во время различных революций и войн. Поскольку большинство работ принадлежало архитекторам, прославившим стиль барокко, можно проследить эволюцию пропорций мебели. Каждый дизайнер той эпохи создавал свои уникальные изделия, используя новые цвета, фактуры и декоративные приемы. Значительную роль в эстетике играло сочетание обивки стен с обивкой диванов и кресел. Особую популярность приобрели работы В. Растрелли.

В этот период широкое распространение получила сложная техника резьбы, придававшая мебели свежий характер. Во дворцах резьба часто украшалась позолотой, а иногда и булатом. Распространенные узоры в основном состояли из раковин и рельефных завитков, имитирующих различные цветы. В более редких случаях встречались изображения птиц и даже фруктовые мотивы.

Эти декоративные элементы особенно часто украшали ножки, рамы, зеркала, спинки и контуры стульев и кроватей. Стоит отметить, что в своем стремлении оживить и украсить интерьер архитекторы порой переходили границы разумного. Это приводило к чрезмерному сочетанию объемных орнаментов, практически не оставляя различий между орнаментом и собственно мебелью. Во многих случаях избыточный декор выглядел чрезмерным и несочетаемым.

Под влиянием рококо, пришедшего из Западной Европы, в дизайне мебели стали появляться дополнительные мотивы, такие как ракушки и замысловатые завитки. Иллюзия волн и другие мотивы продолжали набирать популярность. Основное расхождение между рококо и барокко заключается в разных взглядах на конструкцию мебели. В первом случае преобладала асимметрия, во втором — полная симметрия. Русские архитекторы отдавали предпочтение барокко, так как считали, что асимметричные элементы повышают эстетическую привлекательность и долговечность мебели.

Нельзя не признать исключительный вкус этих мастеров. Гости из Европы неизменно восхищались великолепием Петергофа как в летнее, так и в зимнее время года. Тем не менее рококо привнес в обстановку атмосферу раскрепощенности и дерзости. Выбирая мебель в стиле рококо, западные жители стремились отойти от стереотипов, обрести индивидуальность и нонконформизм.