День ото дня интерьерная мода берет на себя все более изысканные формы выражения. Однако в перспективе популярности современных направлений многие владельцы недвижимости как и прежде тяготеют к классической обстановке.
Например, 1-м из ориентиров при создании дизайна жилища остается искусство модерна и такая его разновидность, как ар-деко – стиль удивительно богатый и многогранный, в котором каждый может найти для себя нечто новое и оригинальное.
В связи с этим в настоящее время, не взирая на эстетические идеалы века высоких технологий, он остается актуальным для оформления жилого пространства.
Стиль ар-деко получил название от парижской выставки 1925 года «Декоративное искусство». Хоть и чрезвычайно недолго, но это направление в самом деле было господствующим в дизайне жилищ основного количества стран Западной Европы и США 20–30-х годов прошлого века.
Все еще ар-деко называют последним шикарным стилем европейских столиц. Тогда как он стал и последним «новым» стилем, смотрящим в прошлое, другими словами основанным на идеалах классического искусства.
Главным принципом модного в первой четверти двадцатого века ар-деко считалось создание иллюзии материального благополучия и возрождение былой роскоши внутреннего убранства, который по вполне понятным причинам к моменту окончания Первой мировой войны пришел в очевидный упадок.
Уже из названия понятно, что чтобы достичь желаемого результата стиля характерны изящество, легкость, насыщенность составными частями – иначе говоря, декоративность. Однако, в отличие от основной линии модерна, в декоративных мотивах ар-деко явственно прослеживаются черты нового времени, ориентированного на достижения технического прогресса; эстетика его становится более строгой и рациональной, внутри него нет места затейливым орнаментам и узорам.
Строго говоря, ар-деко стал последней стадией развития искусства модерна. Вернее, своего рода возрождением культуры модерна, которое (вот парадокс!) проявлялось подчас в самых безвкусных и извращенных формах. Тогда как это направление считается переходным этапом от модерна к дизайну «интернационального стиля», а еще послевоенному функционализму.
Подобное смешение отнюдь не по случайности: стиль господствовал во время между двумя мировыми войнами, другими словами в эпоху эклектичные по своей сути, с характерными «брожениями в умах» и поисками новых идеалов.
В следствии этого нет ничего удивительного нет никаких сомнений в том, что ар-деко в одно и тоже время впитал черты ампира и египетской архаики, восточной экзотики и примитивного искусства; внутри него последовательно сочетались разнородные элементы неоклассицизма и модерна, на него оказали влияние русские балетные сезоны в столице Франции и искусство кубизма. Помимо всего этого, следует учитывать и воздействие на формирование ар-деко и бурно развивавшегося в те годы промышленного дизайна.
В результате аналогичного смешения интерьеры, оформленные в классическом духе ар-деко, производят на нас впечатление скорее не единой композиции, а набора отдельных составляющих либо предметов – мебели, тканей, художественного стекла, бронзы, керамики и т. д. Такую обстановку очень часто называли «павильонами коллекционера»; что ж, не всегда она в самом деле напоминала некое музейное собрание довольно разнородных вещей, нашедших пристанище под одной крышей.
Рассуждая логически, нетрудно заметить аналогию с современностью, которое, стоит признать, очень идет для стилизаций в духе ар-деко. Взгляните. Мы стали невероятно ценить старинные предметы обстановки (в следствие объективных причин основное количество из них приходится именно на эпоху модерна).
Мы не столько с превеликим удовольствием включаем их в готовый интерьер, но также очень часто строим его, как следует из имеющихся отдельных коллекционных вещей, которым предстоит стать декоративными акцентами будущего облика квартиры или дома. И подтвержденная «официальной наукой» такая черта ар-деко, как его эклектичность, в данном смысле становится весьма и весьма удобной, потому, что дает возможность с определенной степенью вольности включать в обстановку декоративно-прикладные фрагменты эпохи почти столетней давности.
В плане – перепланировка
По сути, законы построения жилого пространства в духе ар-деко идут по стопам таким же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра внутреннего убранства. В большинстве случаев, эту роль выполняет комната для гостей.
Без сомнения, приветствуется (особенно в загородном доме!) и рабочий кабинет. По правде сказать, именно эти помещения имеют все шансы стать наиболее благоприятными для стилизаций ар-деко, потому, что дают возможность задействовать большое количество предметов и аксессуаров, как может показаться не обладающих особой функциональной значимостью.
Впрочем, стоит обратиться к дизайнеру – его мастерство может помочь придать внутреннему убранству необходимое настроение, а еще выгодно подчеркнуть отдельные стильные (или, гораздо лучше сказать, коллекционные) вещи в общей, довольно эклектичной обстановке.
С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.
Вспомним: для архитектуры эпохи модерна почти что обязательным считалось наличие эркера. «Современный обыватель не переносит однообразного четырехугольного вида комнат. Такого деревянного ящика он не выносит», – писал один из журналов 1910-х годов. Этот прием несложно повторить и в настоящее время.
Насколько возможно в архитектуре следует избегать прямых и рациональных форм. Для ар-деко, как и для стиля модерн в общем, характерно нечто иное: сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в некоем и этом же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша.
Что уж говорить про такие «детали», как зимний сад в доме или просторная застекленная терраса? Ведь для загородной архитектуры того времени 1-й, в частности, считался едва ли не обязательным элементом.
А зная близость этого стиля к подобному понятию, как «промышленный дизайн», и принимая во внимание развитие сегодняшних технологий строительства, ничего не стоит внести в планировку определенные оригинальные черты: они оживят и усложнят пространство, приблизив к заветной цели – подчинить интерьер дома изысканному стилю ар-деко.
Памятуя про то, что для эпохи модерна было характерным разделение почти что каждого помещения в доме на некоторое количество функциональных зон, можно пофантазировать и перенести этот прием и в планировку сегодняшнего коттеджа. В частности, в спальной комнате будет уместно обособление будуарной части, которую можно «отгородить» не без помощи текстильного полога или используя деревянные конструкции.
А вот, к примеру, для рабочего кабинета эффектным дополнением станет курительная комната со всей яркой в декоративном отношении атрибутикой. К тому же привнесение в интерьер экзотических ноток – обычное дело для стилистики ар-деко. Следуя, заданным правилам стиля, ванну можно совместить, в частности, с не очень большим бассейном или душевой. И уж кухню, само собой, со столовой и (или) комнаты для гостей. Нетрудно заметить, что такого рода деление на функциональные зоны в контексте одного помещения – прием, вполне характерный и для сегодняшнего домашнего обустройства. Так пусть это обстоятельство послужит еще 1-м дополнением в копилку столь универсального направления, как модерн.
Как бы там ни было, это все скорее теоретические домыслы про то, каким виделся стиль его современникам и, в соответствии с этим, каким ему быть сегодня, почти сто лет спустя. Меж тем эпопея сохранила и бережно донесла до нас вполне конкретные художественные образцы ар-деко как «шикарного стиля европейских столиц». Правда… это не полностью то, что мы вкладываем в понятие «домашняя обстановка». Оказывается, эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и других респектабельных общественных мест (неслучайно этот вариант модерна называют к тому же стилем Риц), а также… внутреннее убранство роскошных океанских лайнеров, выход в свет и массовое производство которых совпало по времени с расцветом ар-деко.
Композиция и исполнение
Впрочем, остановимся на том, что стиль, о котором идет речь, для начала декоративный, несомненно это отражено и в его названии. Следовательно, при его имитации и акцент следует делать на внутреннем оформлении пространства. В данном смысле ар-деко является настоящим кладезем возможностей для воплощения творческих фантазий дизайнера, свободно ориентирующегося в художественной стилистике и материаловедении этого направления.
Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов, а также роскошных океанских лайнеров.
«Парадный», «респектабельный», «роскошный», «великолепный» – подобные эпитеты способны только лишь в некоторой степени отразить глубинную сущность ар-деко. Понятно, что составляющие обстановки в данном стиле обязаны соответствовать самому высокому уровню отделочных материалов. К тому же в данном вопросе сегодня не без оснований можно рассчитывать на большой выбор товаров. Условимся, что отделка в стиле ар-деко – удовольствие не из дешевых. Следует приготовиться к тому, что для декорирования внутреннего убранства придется потратить приличные деньги, кроме всего прочего приложить максимум изобретательности.
Судите сами: традиционными для ар-деко материалами считаются, например, слоновая кость и перламутр, драгоценные камни и позолота. В интерьере в обязательном порядке обязаны быть редко-экзотические покрытия, как, в частности, шагреневая кожа или шкурки ящериц. И это не говоря об основных отделочных материалах вроде массива редких пород и натурального камня. Заключительный становится обязательным не только лишь для отделки камина как традиционного и обязательного атрибута эпохи, но и в виде материала для многочисленных аксессуаров, а может быть, и не очень больших предметов мебели. Относительно древесины, то она, как и ожидалось, становится основным действующим персонажем внутреннего убранства ар-деко. Для него идеально подойдет редкое пальмовое дерево проко, которое очень хорошо сочетается, в частности, с эбеновым. Для причудливой игры расцветок и фактур, присущих этому стилю, характерны насыщенные оттенки коричневого, все оттенки золотого, кроме того совместно со слоновой костью или перламутром.
Стиль ар-деко стал господствующим в дизайне жилищ основного количества стран Западной Европы и США 20–30-х годов прошлого века.