В начале 20-го века стиль „модерн” или ар-нуво, на французький лад, хозяйничавший около трех десятилетий, начал преображаться под влиянием изменений в социальной и творческой жизни, и конечно сознании людей, этого набирающего обороты периода жизни человечества. Перед Первой Мировой войной появилось достаточное количество новаторских веяний в архитектуре, радикально меняющих традиционное представление об искусстве.
Абстракционизм, футуриз, кубизм и другие направления, поначалу поражавшие воображение, вызывавшие недоумение публики, постепенно заполняли внимание, а затем и окружающее ее пространство. «Революционные» и оригинальные направления приспосабливались к быту, вкусу, потребностям среднестатистического обывателя и находили себя в предметах интерьеров, в отделке зданий, даже в моделях одежды.
Ар-деко – направление французского происхождения, уверенно начал свой путь по странам Европы, а вскоре и США(1920-е г.г.) Впитав в себя растительный орнамент модерна, угловатые формы кубизма, разноколорные ноты фовизма, геометрию абстракционизма, а кроме того хрестоматийные направления Европы, Японии, Африки, Востока.
Амплитуда размаха «крыльев» ар-деко непостижима. Философия ар-деко показывает относительность канонов и правил, а порой и отсутствие их значимости. Не проводя конструктивных изменений, ар-деко убрал фасады зданий в декорации из орнаментов и шпилей, барельефов и стали, стекла и мозаики.
Дух респектабельности и надежности воцарился в частном интерьере. Гармонизация элементов различных направлений заключалась в умелой подаче верно расставленных акцентов. Из классической линии ар-деко взял обязательную симметрию. Французские краснодеревщики украшали интерьеры редкими породами палисандра, амарантового и эбенового дерева. Умело инкрустируют слоновой костью, перламутром, кожей. Орнаменты стиля «модерн» становятся массивнее – букеты тяжелые и густые, горизонтали помещений расцветают вьющимися растениями, украшенными сафьяном.
Преобладающие в интерьерах мягкие, терракотовые цвета навеивают мысли о гончарном ремесле мастеров Древней Греции. Однако, рядом с вышеперечисленными заимствованиями появляются хромированные, никелированные, современные изделия характерные для того периода индустриализма. Особенно такое сочетание характерно для общественных мест – кинотеатров, банков, отелей.
Освещение в ар-дко – отдельная тема. Оно мягкое, чаще всего с использованием матового стекла, иногда витражей. Торшеры или люстры в виде чаши, светят в потолок, от чего освещение никогда не прямое, а рассеянное. Источники света располагаются по помещению симметрично и чаще парами.
Доступная, качественная и практичная мебель всегда имела спрос и этот спрос послужил стимулом к развитию функционализма. Удачное развитие этой тенденции произошло в США, где «осели» эмигрировавшие мастера-мебельщики из Европы, спасаясь от пришедших к власти нацистов. В своих работах они стремились к чистым и простым формам, избавляясь от декора. Для потребителей начали изготавливать предметы интерьера из самых современных материалов: алюминий, жесть, пластмасс. Функционализм проявлялся в трансформирующихся предметах.
Кто же способен оценить ар-деко, стиль родившийся от модерна и переродившийся в функционализм, стиль «между двух воин»? Наверное, кто-то любящий драматизм и театр, ненасытный к новым впечатлениям, разбирающийся в стилях и их «оттенках», чудак потакающий желаниям, который может над собой посмеяться. К счастью, я таких людей знаю.