Сформировавшийся в конце 1920-х годов советский Арт Деко явился сложным конгломератом форм, включая мотивы позднего русского модерна, архитектуры американских небоскребов и приёмы отечественного конструктивизма. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова.
Общность культурных процессов в годы первой пятилетки, вызвавшая общекультурные влияния и стилевые взаимодействиями, имела место наряду с непосредственным освоением советскими архитекторами и инженерами, особенно молодыми, опыта строительства за рубежом, прежде всего в Италии, Германии, США, где стажировались некоторые из них. Имело место и непосредственное участие западных мастеров в советском строительстве этих лет. Немало зарубежных архитекторов, а также архитекторов-эмигрантов участвовало в международном конкурсе на проект Дворца Советов. Небезосновательно считается, что зарубежные архитекторы, участвовавшие в советском строительстве на рубеже 1920-1930- годов были сторонниками современного движения в архитектуре. Не случайно (что вызвало в то время удивление и возражение конструктивистов), одна из высших премий в конкурсе на дворец Советов была присуждена американцу Г. Гамильтону за проект в духе Арт Деко (1931).
Именно этот стилевой подход характеризовал также советские павильоны на Всемирных выставках 1937 г. в Париже и 1939 г. В Нью-Йорке (оба по проектам Б.М. Иофана, основного автора Дворца Советов, а второй с участием К.С. Алабяна, чей, совместно с В.М. Симбирцевым театр Красной Армии несомненно связан с Арт Деко) и многие постройки Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1930), где приемы Арт Деко оригинально переплетались с национальными архитектурными и декоративно-орнаментальными мотивами.
Совершенно иную типологическую задачу, аналогичную по своей идейно-художественной цели, решали советские, главным образом московские архитекторы, проектируя станции московского метрополитена первых очередей (1935-1943), павильоны их надземных вестибюлей, подземные центральные и перронные залы. Вероятно именно здесь наиболее широко и разнообразно проявились приёмы и стилевые признаки Арт Деко, включая использование скульптурной и живописной декорации, вкомпоновывание надписей и эмблем в архитектурную композицию (часто использование их в качестве образно содержательных архитектурных деталей), восходящее одновременно, с одной стороны, к архитектуре современного движения и конструктивизму, с другой — к коммерческой рекламе и городской визуальной информации в целом, стилистика эскалаторных вестибюлей и туннелей, скамей и указателей, потолочных светильников и частых на станциях первой очереди торшеров.
В работе над проектированием станций метрополитена для Москвы принимали участие как ведущие мастера Арт Деко, так и их более молодые ученики и соратники и многие недавние конструктивисты и рационалисты. Работы же архитекторов группы ВОПРА изначально были близки по своей стилистике к Арт Деко. Особо хотелось бы отметить в связи с работой над станциями метро в стиле Арт Деко следующих мастеров, а именно: Б.М. Иофана, Н.А. Ладовского и Д.Ф. Фридмана, А.Н. Душкина и Я.Г. Лихтенберга, Б.С. Виленского, Н.Г. Борова и Г.М.Замского, Д.Н. Чечулина. Именно они внесли наибольший вклад среди авторов разных течений первых очередей.
Ярко, но несколько запоздало традиции Арт Деко как “стиля небоскрёбов” проявились в структуре и облике некоторых из построенных в 1949-1955 гг. высотных зданий в Москве. Вероятно, наиболее четко, почти буквально эта традиция реализовалась в здании Министерства иностранных дел на Смоленской площади, откровенно напоминающем здание «Чикаго-трибюн». Неслучайно его основным автором был В.Г. Гельфрейх — ученик и многолетний соратник В.Г. Щуко, его соавтор по таким близким к Арт Деко сооружениям, как библиотека им. В.И. Ленина, главный павильон ВСХВ, театр в Ростове-на-Дону с его изобразительностью и типичными для Арт Деко интерьерами, деталями фасада и скульптурной декорацией и особенно по многолетней работе совместно с Щуко и Б.М. Иофаном над проектом Дворца Советов. До появления требования увенчать их шпилями чень близки к американским прототипам — наиболее модернистским по стилистике небоскребам Нью-Йорка конца 1920-х — начала 1930-х годов, (например к зданиям «Дейли-ньюс» или Рокфеллеровского центра) — были проекты и некоторых других высотных зданий Москвы.
Симптоматично, что интерес широкой публики к стилю Арт Деко в последнее время значительно возрос. Явление Арт Деко рассматривается как одна из фаз стилевого развития ХХ века, таких как модерн, конструктивизм, модернизм. Становится все более очевидным значение Арт Деко как самостоятельного стиля, влияние его на массовую культуру: дизайн, рекламу, моду, архитектуру (строительство кинотеатров, библиотек, домов творчества, метрополитенов и др. сооружений) и переосмысливаются границы этого явления в художественной культуре ХХ века.