Art-Deco

Война – это всегда трагедия для народа. И у Бондарчука она изображена в трагических коллизиях, честно, без прикрас, в ее подлинной, жестокой, кровавой страде: в зареве пылающих хлебов и горящих деревень, в грохоте дрожащей от взрывов земли, в черной багровости неба. Повествуя о горечи отступления, Бондарчук стремится воспроизвести всю сложность военной ситуации июля 1942 года, в громаде общей трагедии высвечивая личностные причины трагедии героев, их ненависть к захватчикам и злость на самих себя, показывая причастность каждого к всенародной беде, индивидуальную и конкретную боль и потери, собственную ответственность за происходящее.

Бьют нас? Значит поделом бьют. Воюйте лучше, сукины дети! – говорит бронебойщик Лопахин, дошедший до такого градуса злости, что если плюнуть на него – шипеть слюна будет. И сознавая трагизм и безысходность положения, герои фильма идут на неизбежную смерть.
Но они не только сражаются и погибают. Они страстно и мучительно рассуждают о судьбах родины, о целях войны. Простые и мудрые слова старой крестьянки (А. Степанова): А меня, соколик мой, все касается! – соотносятся с мыслями и действиями любого героя фильма, представляя своеобразный мотив всеобщей ответственности и связи частной судьбы с судьбой народа и государства. В фильме Бондарчука осмысляется соотношение войны и человека, личности и общества, но основной пафос его – утверждение значительности и неповторимости каждого человека Наибольшая ценность кинопроизведения как раз и заключается в том, что во всех его сценах и эпизодах происходит художественное исследование духовного облика, нравственных качеств солдата-человека.

Поэтому-то минувшая война у Бондарчука – это не просто испытание ратным трудом. Это еще и испытание нравственное, в котором война проявляет и изменяет внутренний мир человека, вскрывает силу его сопротивления злу.

Art-Deco