Фовизм – первое авангардное художественное движение XX века, утвердившее новый взгляд на сущность цвета, сообщившее ему невиданные «эмоциональные возможности и могущество». «Эта живопись отнюдь не случайность, – отмечал Морис Дени, – она вне будничной жизни. Это… чистый акт живописи… это чистый поиск абсолютного».

Для живописи этого направления характерно предельно интенсивное звучание цвета, составление контрастных цветовых пятен, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Лидер фовизма Анри Матисс и его единомышленники Андре Дерен, Поль Синьяк и Морис Вламинк освободили цвет от «оков» академического рисунка. Мощный открытый цвет и легкий рисунок предвосхитили новую эмоциональную живопись и скульптурную пластику, что не могло не сказаться на других пространственных искусствах – инсталляции и архитектуре.

Скульптурная пластика Матисса была создана под явным влиянием цветового действия в его трехмерной интерпретации, что говорило о формообразующем потенциале полихромии.

В начале XX века цвет фовизма бунтовал против академизма на холсте художника, во второй половине века он уже бунтовал против самой архитектуры. Отрицая вечный тезис «цвет следует структуре формы», цветовая стихия тала проводить свою собственную линию визуально-пластического переустройства формы.

В 1920-х годах она уже стала просматриваться в работах Лазаря Лисицкого, в 1940-х Фернан Леже показал, что линия и цветовое пятно, не совпадая, могут создавать пластическую целостность, например в работе «Женщина с двумя бабочками» (1943).

В 1960-х эта линия цвета, независимо от структуры формы, получила название суперграфики и убедительно проявилась в искусстве интерьера и большой архитектуре.

В 1970-х годах художник Фабио Риети использовал на мозаичных фасадах жилого района «Стержни Дефанса» в Париже (арх. Эмиль Айо) суперграфику на основе природных мотивов с тем, чтобы оживить крупные вертикали башенных жилых зданий. Этот опыт был поддержан архитекторами многих стран.

Фовизм – течение в живописи французского постимпрессионизма.

Первая выставка художников этого направления состоялась в Париже в 1905 г. Представителями этого течения являются, в основном, французские
художники: А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, К. Ван Донген, Ж. Руо, А. Марке, Р. Дюфи. В переводе с французского «фовисты» означает «дикие».

Картины фовистов отличались необычной яркостью цвета и нарочито грубоватыми формами. Творчество фовистов основано не на теоретической программе, а на интуитивных устремлениях.

Фовизм стал своеобразной реакцией как на импрессионизм, так и на пуантилизм – рациональную и педантичную живопись. Для фовизма характерны предельная простота, демонстративно грубые мазки, контуры, бросающаяся в глаза фактура, усиление выразительности цветового пятна за счет одновременного контраста дополнительных цветов.

Некоторые приемы фовисты заимствовали из средневековых витражей, романского искусства, другие – из японской гравюры, но более всего упрощенность манеры и вызывающий цвет явились результатом естественной эволюции постимпрессионистского искусства: «синтетизма» П.Гогена,
экспрессионизма В. Ван-Гога.

Фовизм просуществовал недолго, и каждый из его представителей открывал собственные пути в искусстве, однако он стал первой ступенью разрушения традиционных основ живописи и начала субъективизма, отразившего трагическое одиночество художника в 20 в. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма.