Равновесие — важный аспект, лежащий в основе визуальных композиций; наши глаза могут естественным образом определить, когда произведение искусства выглядит несбалансированным или гармонично составленным; баланс сигнализирует нам о чувстве целостности. Но есть разные способы использования баланса, чтобы придать произведению характер, мы обсудим это более подробно в этой статье вместе с различными примерами баланса в искусстве.

Что такое баланс в искусстве?

Баланс является частью принципов искусства, которые также называют принципами дизайна; это, а именно, акцент, движение, ритм, пропорция, масштаб, гармония, единство, разнообразие и контраст. Если вы не знакомы с принципами искусства, они действуют как руководящие принципы или правила, так сказать, которые помогают составить произведение искусства в узнаваемом формате.

Кроме того, художественная композиция состоит из различных художественных элементов, которых в основном семь. Это, а именно, линия, форма, форма, цвет, значение, пространство и текстура. Все эти элементы можно комбинировать тысячами способов в соответствии с принципами искусства.

Давайте поближе посмотрим на баланс в искусстве, который обычно называют «визуальным весом» произведения искусства. Это может быть живопись, скульптура, рисунок или графика. «Распределение» художественных элементов определяет тип баланса в произведении искусства.

Виды баланса в искусстве

Обычно в каждом из принципов искусства имеется несколько типов техник. Их можно использовать множеством способов для более разнообразного применения принципов. Поэтому, когда дело доходит до баланса в искусстве, хотя мы можем использовать три основных типа техник, в некоторых источниках по искусству упоминаются четыре, поэтому мы обсудим четыре основных типа баланса в искусстве ниже.

Симметричный баланс

Симметричный баланс также называют «формальным балансом» в искусстве, что означает, что существует равное равновесие между обеими половинами визуальной композиции и изображения идентичны друг другу. К этому типу баланса в искусстве относится и «зеркальное отражение» половин, которое именуется «перевернутой симметрией». Половины композиции разделены средней линией или иначе называемой «центральной осью». Его можно разделить на горизонтальные, вертикальные или диагональные секции.

Следовательно, если композиция разделена по горизонтали, верхняя и нижняя половины будут зеркально отражать друг друга, и точно так же при вертикальном разделении левая и правая половины будут зеркально отражать друг друга.

Хотя симметричные части художественной композиции обычно идентичны, они также могут отличаться небольшими вариациями, что называется приблизительной симметрией. Это когда части обеих половин не обладают одинаковыми или зеркальными качествами, хотя формы или размеры могут все еще быть похожими.

Симметричный баланс в визуальных композициях широко используется в искусстве всех модальностей.

Общие характеристики, связанные с ним, включают чувство безопасности, гармонии, порядка, рациональности и стабильности в художественных работах, однако при чрезмерном использовании оно может стать слишком скучным или монотонным. Мы обнаружим, что эта техника широко используется в академическом искусстве эпохи Возрождения, когда основные жанры произведений искусства также были сосредоточены вокруг истории и религиозных картин. Симметричный баланс в художественных примерах включает не что иное, как знаменитую «Тайную вечерю» (1495-1498) Леонардо да Винчи.

В этой картине используется приблизительная симметрия, в то время как большая часть композиции одинакова в расположении художественных элементов, здесь и там есть различия. Например, апостолы, сидящие рядом с центральной фигурой Иисуса Христа, все разные, однако фон визуализируется в одинаковых формах слева и справа.

Симметричный баланс встречается не только в картинах, но и в архитектуре, такой как Парфенон (432 г. до н.э.) или Тадж-Махал (1632-1653 гг.). В обоих архитектурных примерах одинаковое размещение архитектурных конструкций, особенно колонн, что придает ему общую симметрию.

Симметричный баланс также может иметь место по двум осям, что означает, что композиция уравновешена по вертикали и по горизонтали. Оп-художник Виктор Вазарели известен использованием этого типа симметрии в своих работах, например, его « Вега-Нор » (1969) изображает симметричный баланс сферического объекта на сетке.

Хотя цвета разные, они также отражают друг друга в четырех квадрантах.

В других примерах, таких как « Автопортрет Фриды Кало с терновым ожерельем и колибри » (1940), есть ощущение равновесия из-за центральной фигуры Кало и двух темных животных, черной обезьяны слева и черного кота справа.  По обе стороны от ее плеч, придавая равный вес ее левой и правой стороне. Точно так же на ее голове фигура из восьми полос с двумя бабочками по бокам.

Мауриц Корнелис Эшер, также известный как MC Escher, создал геометрические абстрактные произведения искусства, также называемые мозаикой, которые кажутся идеально сбалансированными с использованием повторяющихся и узорчатых мотивов. Примеры включают « День и ночь» (1938 г.), « Рисующие руки» (1948 г.) и « Ящерица » (1942 г.) и многие другие.

Асимметричный баланс

С другой стороны, асимметричный баланс, также называемый «неформальным балансом», относится к обеим половинам композиции, сохраняющим чувство баланса, но с разными художественными элементами на каждой стороне. Другими словами, обе стороны имеют «визуальный вес», который дополняет друг друга, делая их почти симметричными.

Художественные элементы, расположенные с каждой стороны композиции, будут варьироваться между разными цветами, формами, формами, текстурами или пространствами; например, одна половина может казаться черной, а другая половина белой, или одна фигура может быть больше другой или короче и длиннее.

Асимметричный баланс в искусстве также описывается как более «субъективный» по сравнению с симметричным балансом, потому что он требует более тщательного планирования для достижения визуального веса с каждой стороны композиции, но при этом остается разнообразным.

По иронии судьбы, это может показаться более расслабленным и незапланированным из-за разнообразия элементов искусства.

Примеры асимметричного баланса в искусстве включают «Звездную ночь » Винсента Ван Гога (1889 г.), на которой изображено дерево, заполняющее левую сторону, и более пустая правая сторона, а на ночном небе — только луна и звезды. Размещение этих объектов создает здесь общий сбалансированный эффект, одна сторона темнее и тяжелее по форме, чем более легкие и мелкие формы другой стороны, таким образом играя друг с другом.

Более абстрактные работы Пита Мондриана из художественного движения De Stijl изображают асимметричные композиции, которые одновременно создают ощущение гармоничного баланса. Произведения включают «Композицию с красным, желтым, синим и черным» (1921), в которой Мондриан использовал фигуры различных размеров, квадраты, прямоугольники и черные линии в сочетании с областями основных цветов, белого и черного.

Помимо живописи, мы также видим асимметричный баланс в трехмерных скульптурах или объектах, например, в « Мобиле » Александра Колдера (1942). Сделанный из краски и железа, мобиль состоит из биоморфных фигур разного размера. Правая сторона тяжелее левой и создает устойчивость для остальной части конструкции, которая утончается и превращается в несколько круглых фигур, свисающих с тонкой проволоки.

Вариации размеров по обеим сторонам мобиля подчеркивают его асимметрию, но, тем не менее, создают гармоничное целое.

Радиальный баланс

Согласно словарю, термин «радиальный» означает «равномерно развивающийся вокруг центральной оси» или «относящийся к, расположенный подобно или движущийся по радиусу». Радиус — это линия от центра круглой формы или формы, такой как круг или сфера, до ее внешнего края или окружности. Слово «радиус» происходит от латинского и означает «луч» и «спица».

Знание происхождения термина «радиальный» поможет нам понять, как применяется радиальный баланс в искусстве. Подумайте о лучах света, сияющих наружу, или о спицах колеса, простирающихся до его внешних краев.

Радиальная симметрия в искусстве включает в себя любой художественный элемент, расположенный вокруг центральной точки, «расходящийся» наружу. Обычно элементы искусства идентичны и повторяются вокруг этой центральной точки, они могут варьироваться от линий, форм, форм, цветов или других элементов, расположенных в виде радиального узора. Этот образец также повторяется в природе, например, в цветах, звездах, раковинах, морских звездах и многих других.

Другие примеры включают спирали, используемые для привлечения зрителя и направления взгляда в фокус.

Примеры общего радиального баланса в искусстве включают мандалы, у которых есть сотни различных рисунков и узоров, а также окна-розетки из многих готических соборов по всей Европе, например, из Реймского собора, Нотр-Дама и Шартрского собора, все они расположены во Франции. среди многих других.

Кристаллографический баланс

Кристаллографический баланс, также называемый «мозаичным» или «полным» балансом, относится к более случайному размещению художественных элементов. В визуальной композиции они кажутся беспорядочными и одновременно создают ощущение порядка или гармонии; его часто называют «организованным хаосом».

Обычно рекомендуется, чтобы композиция была более насыщенной, чтобы казаться более полной и, следовательно, более сбалансированной. Взгляд зрителей будет направлен на всю композицию, и он не сможет определить фокус.

Кристаллографический баланс в художественных примерах включает работы абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Например, его « Номер 5 или № 5 » (1948) и «Осенний ритм: номер 30 » (1950), среди многих других, изображают его характерный процесс рисования в действии, когда различные краски разбрызгиваются и разбросаны по холсту. Когда мы смотрим на картины Поллока, наш взгляд плавает в море всей поверхности, которое до краев наполнено, так сказать, линиями и красками.

Здесь нет явного фокуса, а кажущаяся хаотичность его композиций создает уравновешивающий эффект.