Возникнув из Плодородного полумесяца, Ассирийская империя когда-то правила Месопотамией с мощными армиями и величественными каменными дворцами. Эта развитая цивилизация намного предшествовала Римской и Греческой империям, но создала произведения искусства, такие же изящные, как греческие амфоры, и такие же монументальные, как римские скульптуры. Древние ассирийцы, оставившие после себя богатые археологические и письменные свидетельства, являются важным аспектом любого знакомства с древним искусством.

Что такое Древняя Ассирия?

Ассирия была древним царством, которое возникло в городе-государстве Ашшур (также известном как Ашур), который когда-то располагался на реке Тигр в Месопотамии. Многие могущественные империи, часто называемые «Колыбелью цивилизации», возникли в плодородном полумесяце бронзового и железного веков между реками Тигр и Евфрат. Среди них была Ассирийская империя. Сложная геополитическая история древней Ассирии обычно делится историками на три отдельных этапа: Древнеассирийская империя, среднеассирийский период и неоассирийский период. На протяжении почти двух тысяч лет политический контроль менялся, империи возникали и падали. Большую часть этого времени ассирийское государство оставалось политически сосредоточенным вокруг аккадскоязычного города Ашшур.

Свидетельства указывают на существование поселения в Ашшуре около 2600 г. до н.э. В то время поселение, похоже, было форпостом Шумерской империи, которая контролировала большую часть Месопотамии бронзового века. Затем город перешел под контроль Аккадской империи. Однако примерно 4000 лет назад город обрел независимость — небольшой город-государство под управлением собственного короля. Эти ранние цари называли себя наместниками Ашура, бога города, для которого они строили храмы. Сменявшие друг друга цари начинали военные кампании, чтобы расширить контролируемую Ассирией территорию и торговые пути.

При царе Шамши-Ададе I (1808–1776 гг. до н. э.) Старая Ассирийская империя достигла своего апогея, охватив большую часть Месопотамии и включив части Леванта и Анатолии. Однако после его смерти, Старая Ассирийская империя была подчинена Вавилонской империи при Хаммурапи (известном своим сводом законов). Несмотря на это, ряду ассирийских царей удалось пережить контроль Вавилона и выжить в подчинении другим державам еще несколько сотен лет.

Следующая важная фаза ассирийской истории традиционно начинается в середине 14 века до нашей эры. Царь Ассур-Убаллит I еще раз установил полную независимость Ассирии, на этот раз от Королевства Митанни. Сменявшие друг друга короли снова начали расширять контроль над городом-государством, завоевывая территории, когда-то принадлежавшие правителям Миттани, хеттов и вавилонян. Новой территорией можно было управлять напрямую или через подчиненных местных князей.

Долгая череда военных побед Империи была записана клинописью на каменных табличках и памятниках, которые прославляли каждого победившего ассирийского царя. Ассирийская империя оставила бесчисленные письменные записи об управлении и имперской экспансии. Будучи развитым обществом, ассирийцы построили великолепные города с величественными храмами и дворцами. Как и у Хаммурапи, у ассирийцев также был письменный свод законов.

Между 1200 и 900 годами до нашей эры новые мигрирующие популяции разрушили многие ближневосточные королевства. Несмотря на некоторые территориальные потери, Ассирийское государство выстояло благодаря своей военной мощи и относительно стабильной монархии. Неоассирийский период канонически начинается в 911 г. до н.э. с приходом к власти царя Адад-нирари II. Он начал новый период агрессивной экспансии. Неоассирийская империя пойдет гораздо дальше, чем когда-либо прежде. На пике своего развития территории, контролируемые Ассирией (включая покоренные царства), простирались от Египта до Персидского залива и на север до современной Турции.

По всем этим землям были разбросаны укрепленные провинциальные города и множество сельских общин. В этот период были начаты некоторые из самых известных ассирийских строительных проектов. Король-завоеватель Ашурнасирпал II (883–859 гг. До н. э.) решил перенести столицу империи из Ашшура. Он построил себе огромный дворцовый комплекс в городе Нимруд (также известном как Калху) и устроил двор в роскошных стенах, изображающих его доблестные деяния. Спустя несколько царей столица переместилась в Ниневию при Сеннахириме (704–681 гг. до н. э.), который построил свой новый дворец в большом древнем городе. Какое-то время Ниневия была самым большим городом в мире.

Падение Ассирийской империи началось около 627 г. до н. э., когда борьба за престолонаследие привела к гражданской войне. Ослабленные внутренним разделением, вассальные государства начали отделяться от имперского контроля. Другие группы воспользовались ситуацией. Скифы напали на провинции, и мидяне ворвались в земли, контролируемые Ассирией. Город Нимруд был разграблен в 615 г. до н. э., а Ниневия пала в 612 г. В 609 г. до н. э. пал последний оплот имперских войск. Хотя Ассирия оставалась важным культурным и политическим регионом в последующих государствах Ближнего Востока, независимая имперская традиция закончилась.

Общие мотивы ассирийского искусства

Знакомясь с древним ассирийским искусством, можно узнать много общих мотивов. Львы регулярно появляются в ассирийском искусстве. В древние времена азиатский лев (чуть меньше африканского) бродил по Ближнему Востоку. Охота на львов была очень важной королевской деятельностью. Известные резные рельефы, изображающие охоту на львов, изображают царя Ашшурбанипала, охотящегося на львов на арене, иногда с колесницы. Лев также был важен как символ богини Иштар , Царицы Небесной, одного из двух самых важных божеств в ассирийском пантеоне. Ее символические львы можно увидеть в фаянсовой кирпичной кладке ворот Вавилона, поскольку Иштар также поклонялись в этом соседнем царстве.

Быки — еще один распространенный мотив в ассирийском искусстве. Вырезанный из слоновой кости или камня, бык был не просто важным источником пищи. Шумерские и аккадские традиции описывают Небесного Быка, фигурирующего в конфликте между Иштар и Гильгамешем в « Эпосе о Гильгамеше». Бык оставался важным символом в ассирийской и других месопотамских культурах. Он также был объединен с человеческими, львиными и птичьими чертами, чтобы сформировать мифических существ. Например, Ламассу сочетал крылатых львов или быков с человеческими головами. На их шапках были рога, идентифицирующие их как божественных существ. Эти внушительные каменные статуи обычно охраняли ворота, властно возвышаясь над всеми входящими. Сбоку была искусно вылеплена пятая нога, чтобы создать впечатление движения при прохождении мимо.

Другим из двух главных ассирийских божеств был Ашшур, или Ашур. Связанный с городом Ашшур, ассирийцы провозгласили его своим главным божеством. Его часто включали в искусство как рогатый и крылатый солнечный диск с исходящими лучами божественности. Внутри диска фигура бога часто застегивает лук. Часто Ашур парит над священным деревом, часто считающимся Древом Жизни, за которым ухаживают крылатые сверхъестественные фигуры в человеческом обличье и в царских одеждах. Еще одна часто изображаемая тема — королевская власть. Иногда изображается сам ассирийский правитель, возможно, охотящийся на львов или ухаживающий за священным деревом. Особенно в дворцовом убранстве, резной клинописи.

Какие произведения искусства создавали древние ассирийцы?

РЕЗНЫЕ РЕЛЬЕФЫ

Ассирийские цари украсили стены своих дворцов бесчисленными панелями с резными каменными рельефами, изображающими божеств, царей и сцены из имперской жизни. Эти барельефы обычно вырезались из гипсового алебастра, но они должны были быть ярко окрашены.

Некоторые из самых известных рельефов происходят из Северо-Западного дворца в Нимруде. На многих из них изображены высокие крылатые существа со стилизованными бородами. Хотя это и не конкретные боги, духи носят рогатые короны, что идентифицирует их как потусторонних существ. Также появляются другие фигуры, в том числе королевские слуги, солдаты, священное дерево и сам король. Женщины редко изображаются, а главные божества обычно появляются в символической форме, а не в виде фигуральных представлений. Каменные рельефы рассказывали истории завоеваний, охоты, имперского правления и религиозных церемоний.

К изображенным сценам также были добавлены письменные сообщения. В Нимруде на фигурных рельефах крылатых фигур была вырезана стандартная надпись. На аккадском языке, написанном клинописью, царь Ашурнасирпал II перечислил свое происхождение, титулы, военные победы и свои строительные проекты. Эта надпись повторяется на панелях. Не очень тонкая тактика запугивания и памятник королю, повторяющееся сообщение, возможно, также было наделено защитной силой.

СЛОНОВАЯ КОСТЬ РАБОТА

Древние ассирийцы оставили после себя множество замысловато вырезанных изделий из слоновой кости. Ученые считают, что большая часть необработанной слоновой кости поступала по торговым путям из Африки. Используемая для изготовления таких предметов, как ручки вентиляторов, шкатулки и мебельные вставки, слоновая кость обычно вырезалась с использованием техники прорези (реже — рельефной). На изделиях из слоновой кости могли быть изображены фигуры, подобные тем, что изображены на каменных рельефах. Распространены цветочные мотивы. Однако в ассирийских артефактах из слоновой кости можно увидеть некоторые специфические региональные влияния.

Ученые считают, что многие изделия из слоновой кости, найденные в таких городах, как Нимруд, были изготовлены в Северной Сирии и финикийских городах-государствах. Эти изделия из слоновой кости, выплаченные как дань уважения ассирийским царям, имеют общие мотивы с искусством Древнего Египта, включая сфинксов и короны фараонов. Изделия из слоновой кости можно комбинировать с красочными акцентами или инкрустировать деревом для создания красивого эффекта. Эти более деликатные дополнения часто не сохранились в первозданном виде.

БРОНЗА И ЗОЛОТО

Среднеассирийский период соответствует пику бронзового века. Соответственно, ассирийцы использовали бронзу для изготовления бляшек, подвесок и оружия — среди прочего. Украшением служили фигурные бронзовые бляшки, покрытые слоем золота. Амулеты в форме божеств и духов могли защитить владельца. Бронзовые фигурки собак (или глиняные модели) даже закапывали под зданиями в качестве защитных амулетов «сторожевой собаки». А красивые изогнутые серповидные мечи из бронзы обозначали авторитет.

Золото использовалось в ассирийской торговле и дани, поскольку драгоценный металл мог обозначать статус и богатство. Тисненые золотые листы можно было использовать для украшения бронзовых предметов или для покрытия дерева и других менее ценных материалов. Золотые таблички также были задокументированы. Изысканные золотые украшения были обнаружены археологами в большом количестве в королевских гробницах, похороненных вместе с женщиной, которая, возможно, была королевой.

КРАСОЧНОЕ СТЕКЛО

Ремесленники в древней Месопотамии и Египте были первыми известными производителями искусственного стекла, причем первые изделия из стекла появились около 3500 г. до н.э. Стеклянные сосуды появились около 1500 г. до н.э. Ассирийцы написали тексты о производстве стекла, которые намного предшествовали использованию методов выдувания стекла. Знаменитая ваза Саргона была изготовлена ​​между 721 и 705 годами до нашей эры путем сверления и вырезания цельного блока стекла. На кувшине с ручкой есть текстовая надпись и лев, который считается символом неоассирийского царя Саргона II. Эксперты предположили, что сосуд, возможно, был изготовлен финикийскими мастерами, а надписи на нем были сделаны позже, поскольку он похож на египетские сосуды из горного хрусталя. Стекло также использовалось для создания красивых декоративных вставок. Несмотря на тонкий характер стекла, образцы этих работ сохранились.

Цилиндрические печати

Древние ассирийцы, как и другие месопотамские культуры до них, использовали цилиндрические печати на всех уровнях общества. Цилиндрическая печать представляла собой резной цилиндрический камень, который можно было носить на шнурке. Человек может легко использовать камень, чтобы запечатлеть уникальный дизайн. Дизайн служил индивидуальной подписью, часто отражая профессию и статус владельца.

Ассирийская империя контролировала многие торговые пути и имела процветающую имперскую бюрократию, которая требовала частой документации. Печати, изготовленные резчиком печатей, могли быть из мрамора, кварца или другого полудрагоценного камня. Когда печать прокатывали по влажным глиняным табличкам, она оставляла после себя изображение, поднятое на глину. Многие из этих подробных миниатюрных произведений искусства сегодня можно увидеть в музейных коллекциях; в своем разнообразии они открывают окно в бизнес ассирийцев, не принадлежащих к царской семье.

КЛИНОПИСНЫЕ ТАБЛИЧКИ И ЦИЛИНДРЫ

Хотя это и не было изобразительным искусством, ассирийцы, безусловно, создавали долговечные письменные произведения. Писали на глиняных табличках, а также на больших «цилиндрических» глиняных призмах. Клинописью были написаны медицинские тексты, астрологические предсказания и военные записи. Королевская библиотека Ашшурбанипала, покойного неоассирийского царя, была обнаружена по частям в 19 веке. По мере того, как король завоевывал земли, он собирал тексты, но он также посылал ученых для записи текстов из-за границы. В его библиотеке были тысячи хорошо организованных планшетов и досок для письма — из « Эпоса о Гильгамеше». Эти работы были бесценны как для историков, так и для мировой культуры. Многие работы, написанные воском или другими органическими материалами, к сожалению, утеряны для истории.

КАМЕННЫЕ СТЕЛЫ И ОБЕЛИСКИ

Для древнего ассирийского царя обелиск или каменная стела (отдельный камень) были удобным средством публичной демонстрации благочестия и власти. Рельефный король мог изобразить себя символами богов. Например, на стеле Шамши-Адада V изображен царь, протягивающий поднятую руку к пяти маленьким символам, каждый из которых представляет бога. Среди них звезда Иштар и рогатый шлем Ашура. Ашурнасирпал II — создатель дворца в Нимруде — также изобразил себя на стеле, добавив клинописный текст, подобный тому, что можно увидеть на стенных панелях Нимруда.

Подобно египтянам, ассирийцы использовали каменные обелиски в качестве общественных памятников. Самым известным, пожалуй, является Черный обелиск Салманасара III, который был установлен на центральной площади города Нимруд для всеобщего обозрения в 825 году до нашей эры. На обелиске изображены сцены, изображающие покоренные царства, отдающие дань уважения ассирийскому царю. Клинопись также подробно описывает военные победы короля. Текст обелиска содержит первое известное упоминание о персах, а также может относиться к Ииуя, царю Израиля, упомянутому в Библии.