Экологическое искусство, часто касающееся экологических проблем, может принимать множество форм и состоять из множества различных материалов. Экологическое искусство намекает на мир природы через темы, материалы или место, выбранное для искусства. Однако некоторых художников-экологов больше интересует готовое произведение искусства, чем его влияние на окружающую среду.
Экологическое искусство — это широкий термин, который включает в себя земляные работы, работы на месте и другие виды искусства, связанные с окружающей средой. Этот термин стал популярным в 1960-х и 1970-х годах, когда несколько художников решили использовать пейзаж в качестве средства для своих работ. Одним из самых известных художников-экологов является Роберт Смитсон, который завершил работу над Spiral Jetty в 1970 году. Эта земляная спираль, сделанная из черного камня, земли и кристаллов соли, расположена на берегу Большого Соленого озера. Спиральная пристань находилась под водой в течение нескольких десятилетий до 2004 года, когда уровень воды в Большом Соленом озере упал из-за засухи, аналогичной времени строительства произведения искусства.
Два других художника той же эпохи, что и Смитсон, Уолтер Де Мария и Майкл Хейзер, по-разному использовали пейзаж для создания художественных высказываний. В 1971 году Уолтер Де Мария построил Поле молнии, состоящее из группы из 400 стержней из нержавеющей стали, расположенных на плоском открытом поле в Нью-Мексико. Как следует из названия, Lightning Field может привлекать постоянно меняющуюся серию молний во время грозы. Майкл Хейзер завершил двойной негатив в 1970 году, разрушив около 240 000 тонн земли и камней в Меса-Мормон в Неваде, чтобы создать два пандуса шириной 30 футов (около 9 метров).
Художники-экологи разрываются между заботой о конечном продукте и заботой об окружающей среде. Смитсон, Де Мария и Хейзер явно не очень беспокоились о последствиях своих изменений ландшафта и об ущербе, который они могли нанести окружающей среде. Однако другие художники-экологи, такие как Ричард Лонг, проявляют больше заботы об окружающей среде. Большая часть экологических работ Лонга состоит из небольших приспособлений к ландшафту. Художница Ульрике Арнольд использует натуральные пигменты, которые она собирает со всего мира, для создания картин на холсте.
Некоторые художники, такие как Аллан Комп, используют загрязненную землю для создания экологического искусства. Комп сотрудничал с группой художников, ученых и инженеров, чтобы восстановить территорию, загрязненную угольными шахтами. Парк, созданный Компом и его сотрудниками, также представляет собой естественную систему очистки воды, которая фильтрует токсичные металлы из воды.