Гуманистические идеи, развивающиеся в изобразительном искусстве Италии XIV-XVII вв. провозглашали центром всего мироздания человека и его рациональную деятельность. Подобных взглядов придерживались античные философы, что и побудило мастеров Ренессанса взять за основу классическую архитектуру Древней Греции и Рима.
Переход к эпохе Высокого Возрождения
Если в начале Ренессанса в храмовых и светских зданиях еще присутствуют черты, характерные для готической архитектуры, то к периоду Высокого Возрождения в архитектуре ренессансные мотивы вытесняют готицизмы, перерабатывая произведения мрачного века в совершенно новой манере. Начиная от формы свода и заканчивая декором фасада, архитекторы Высокого Возрождения желают показать в своих произведениях классическую целостность и гармонию. Использование архитектурных ордеров становится более свободным и смелым, а монументальные строения более величественными и благородными. Архитектура Высокого Возрождения характеризуется крупными по масштабу зданиями преимущественно светского характера.
Объединение различных региональных школ происходит в Риме в XVI веке, именно с этого времени начинается новая глава в истории итальянского зодчества. Дело в том, что вступивший на престол в 1503 году Юлий II не только привлек лучших итальянских художников к своему двору, но и поспособствовал перемещению в Рим самых выдающихся архитекторов Италии, творивших в то время во Флоренции (центре итальянского искусства эпохи Раннего Ренессанса).
Считается, что Высокий Ренессанс продлился лишь 27 лет (в отдельных городах 40), но при этом оказал существенное влияние не только на эпоху Позднего Ренессанса, подарившего миру «архитектурные бестселлеры» Виньола и Палладио, но и на становление последующих стилей. Высокое Возрождение считается универсальной эпохой, где переработанные Браманте и Сангалло традиции античной архитектуры были задействованы в такой форме, что некоторые элементы использовали в своих произведениях мастера барокко, а некоторые (в большинстве своем) переняли классицисты.
Особенности нового стиля
Если говорить об образном восприятии, то в архитектуре Высокого Возрождения зодчие стремились передать, прежде всего, некоторый пафос, героизм и величие, а потому в зданиях (особенно храмовых) должна была присутствовать всесторонность, симметричность и пространственная замкнутость. В целом, постройки светского типа первой половины XVI века отличались гармоничными пропорциями, дополненными то небольшими изящными декоративными элементами, то орнаментальными карнизными композициями. В качестве характерного признака Высокого Возрождения, архитектура дворцов часто дополнялась двухъярусными галереями, покоящимися на античных колоннах или столбах.
В храмовом строительстве наблюдается переход к римскому своду и широкое применение купольной системы, при которой центральный купол опирается на четыре мощных столба. Ведущим деятелем и проводником нового архитектурного стиля стал Донато Браманте, который предпочитал в своем творчестве использовать главные каноны античной эпохи, перерабатывая и применяя их по своему усмотрению. Ему принадлежало множество проектов римских храмов и церквей, но, пожалуй, самым главным его детищем стал Собор Святого Петра, над возведением которого зодчий трудился до самой смерти.
Если Браманте являлся мастером по части культовых построек, то его последователь Сангалло предпочитал работать с формами палаццо, придавая своим произведениям торжественный и нарядный вид за счет использования руста, различных оконных обрамлений и горизонтальных фасадных композиций.
Еще одним последователем ренессансных идей архитектуры Высокого Возрождения являлся знаменитый Рафаэль Санти, который продолжая специфическую манеру Браманте, использовал в плане зданий не латинский, а именно греческий крест, перекрывая здания культового назначения сферическим куполом. Главной заслугой Рафаэля является создание нового типа фасада, в котором нижний ярус здания занимает ордерная аркада, а верхний отштукатуренная плоскость стены, разделенная окнами и нишами со скульптурой и лепниной.
Переход к Позднему Ренессансу происходит достаточно гладко, с заимствованием архитектурных форм искусства начала XVI века, идейным лидером которого являлся Браманте. Обращение к образцовому искусству античности предопределили будущий классицизм в архитектуре западной Европы, а также русский классицизм в архитектуре. Именно поэтому Высокое Возрождение в архитектуре смело называют «золотым веком» итальянского искусства.