Некоторые архитектурные особенности стали фиксированными и вечными. В этом современном мире они помогают нам найти наши архитектурные корни и оставаться верными нашей идентичности.

Почти каждое архитектурное сооружение напрямую обращается к культурной идентичности и философии в физическом контексте.

Если мы хотим понять, оценить и оценить архитектурное качество здания, нам необходимо развить чувство размера, топографии, климата, материала, структуры и пропорций, а также окружающей физической среды; как природного, так и искусственного происхождения. Этот смысл выходит далеко за пределы способности зданий служить утилитарным потребностям.

Исламский мир; и Ближний Восток в частности; сегодня претерпевает беспрецедентные в своей истории преобразования, пишет архитектор Гарри Мартин в эссе «Строительство на Ближнем Востоке сегодня: в поисках направления». Нефтяное богатство, наряду с социальными и политическими изменениями, поставило под угрозу исламскую культуру и традиции. Этот кризис идентичности легко проявляется в архитектурном дизайне.

Мартин отмечает, что стремление к быстрому развитию привело к массовому импорту западных технологий, планирования, дизайна и строительства на Ближний Восток. Многие из новых зданий на Ближнем Востоке, продолжает Мартин, являются прямой имитацией западных моделей, спроектированных для другой культуры; и они создают чуждую среду в исламских общинах.

Многие мусульманские планировщики и архитекторы реагируют на это вторжение западной культуры, вновь заявляя о своем исламском наследии. Это приводит к вопросам о том, что представляет собой исламская архитектура. Центральное место в этом определении, объясняет Мартин, занимает исламская концепция единства.

«Концепция Единства во множественности является определяющим фактором интеграции исламских обществ. Исторически откровение Ислама, выраженное пророком Мухаммедом и Священным Кораном, объединило самые разные культуры и народы от Испании до Индии и других стран. Архитектура исламского мира на протяжении всей истории адаптировалась и отвечала различным культурам и существующим традициям строительства, не ослабляя при этом духовной сущности, которая была источником ее вдохновения. Городские центры в исламских городах развивались в течение длительного периода времени с поколениями мастеров, чуткость и опыт которых добавляли разнообразия и разнообразия стилей в окружающую среду. Традиционный исламский город отражал единство, которое связывало архитектуру мечети, медресе, базара, дворца и дома как последовательность пространств… Идентичность города заключалась во взаимоотношениях его элементов. Эти отношения были порождены гармонизацией сообщества с действующими на него силами, что сделало возможным взаимодействие культур, построение методов и методов для развития исламской идентичности точно так же, как язык сохраняет свою собственную идентичность, даже когда он поглощает посторонние слова."

Исламская архитектура была в гармонии с людьми, их окружением и их Создателем, добавляет Мартин. Тем не менее, никаких строгих правил для управления исламской архитектурой не применялось. Великие мечети Кордовы, Эдирне и Шах-Джахана использовали местную геометрию, местные материалы, местные методы строительства, чтобы по-своему выразить порядок, гармонию и единство исламской архитектуры. Когда исследуются основные памятники исламской архитектуры, пишет Мартин, они обнаруживают сложные геометрические отношения, продуманную иерархию форм и орнаментов и большую глубину символического значения.

Но в ХХ веке исламские концепции единства, гармонии и преемственности часто забываются в погоне за промышленным развитием. Мартин перечисляет три направления современной исламской архитектуры.

Один из подходов состоит в том, чтобы полностью игнорировать прошлое и создавать ориентированную на Запад архитектуру, которая игнорирует исламский дух и подрывает традиционную культуру.

Противоположный подход предполагает отступление, по крайней мере поверхностное, к исламскому архитектурному прошлому. Это может привести к гибридным зданиям, в которых традиционные фасады арок и куполов привиты к современным высоткам.

Третий подход, отмечает Мартин, заключается в том, чтобы понять сущность исламской архитектуры и позволить современным строительным технологиям стать инструментом выражения этой сущности. Мартин пишет: «Архитекторы, работающие сегодня, могут воспользоваться возможностями, которые открывают новые материалы и технологии массового производства."

Формы, которые разовьются из этого подхода, добавляет Мартин, будут иметь региональную идентичность, стилистическую эволюцию и соответствие вечным принципам ислама.