Архитектурные критики сначала были сбиты с толку Домами Жауль. Как мог Ле Корбюзье, пророк века машин и пионер пуризма, спроектировать что-либо настолько примитивное? Там были фундаментальные сваи, сады на крыше, ленточные окна. Откуда появились эти кирпичные стены, плиточные своды и покрытые торфом крыши? И это в Париже! Это походило на предательство модернизма.
В статье архитектурного обозревателя «Architectural Review» от сентября 1955 года, британский архитектор Джеймс Стирлинг описал его как «нарушающий поиски малейших рациональных принципов, которые являются основанием современного движения». Однако год спустя сам Стирлинг проектировал жилые дома в графстве Суррей (Англия) в новом, примитивном стиле кирпича-и-бетона.
В действительности, подобное возмущение не было оправданным. Корбюзье двигался в этом направлении, начиная с завершения виллы Савой в 1931 году. Например, домик для уикенда 1937 года постройки, имел грубые каменные стены и сводчатые крыши, покрытые дерном. Но это правда, что он, пожалуй, расценивал Дома Жауль, как своего рода категорическое заявление его нового, послевоенного стиля. Дизайн был разработан в ходе бесчисленного количества версий, и более чем пятисот выполненных рисунков – и все это для пары пригородных зданий среднего размера. Во время проектирования много времени, как кажется, было потрачено впустую в попытке соединить здания, потому что в заключительном варианте они остались обособленными.
Первый дом, построенный для Андре Жауля и его жены Сюзанн, располагается ближе к дороге, в начале участка, а второй дом, построенный для их сына Мишеля и его семьи, находится позади, под прямым углом. Место первоначально имело наклон к улице, таким образом, уровень первого этажа дома Андре поднят на половину яруса, с общим гаражом внизу. Оба здания на плане — простые прямоугольники, главным образом двухэтажные с короткой приподнятой конструкцией в качестве третьего этажа. Прямоугольник разделен продольно на широкую и узкую части, тем самым задавая три возможные ширины помещений. Эта своего рода система, с небольшими отличиями, применена в каждом доме. Например, в доме Андре, часть первого этажа опущена, чтобы сформировать двойной объем высоты в гостиной, тогда как во втором доме, в подобном пространстве располагается дополнительная спальная комната.
Конструктивная схема может выглядеть примитивной, но фактически – это довольно сложная адаптация традиционной техники каталонских сводов. Керамические блоки формируются в цилиндрический свод, с использованием клеевого раствора и без опалубки. Дополнительные слои плитки применяются для укрепления полученной структуры и увеличения срока ее службы. Пространство сводов между параллельными бетонными балками выступает в качестве устойчивой основы для бетонных полов следующего этажа. Балки лежат на кирпичных стенах, которые можно рассматривать в качестве плоских, не связанных по углам панелей. Возникающему в подобной конструкции перекрытий распору сводов – противодействуют горизонтальные стальные стержни круглого сечения, расположенные через равные промежутки под потолком.
С их неуклюже изогнутыми крышами и нарочито промазанной строительным раствором кирпичной кладкой, эти дома спроектированы, чтобы выглядеть грубыми, даже брутальными. Но, как каждое здание Ле Корбюзье, они также утончённы и неоднозначны. Внутри пространство перетекает из одного в другое, и разнонаправленный дневной свет заставляет сиять естественные материалы: кирпичную кладку, кафель, древесину, бетон с фактурной отделкой под текстуру древесины и местами покрашенную стену. Это было новой архитектурой в 1955 году – примитивной и поэтичной, но также и современной.