В середине XVIII века происходит переломный момент в итальянском зодчестве, связанный с резкой критикой барокко и стремительно возрастающим интересом к искусству античности в европейских странах.

Причины перехода от барочных форм к классическим

Значительно расширить представление о древнеримском зодчестве помогают археологические раскопки на месте погребенных под пеплом Везувия городов, а также многочисленные теоретические труды, посвященные эстетике итальянского классицизма. Идейным вдохновителем классического направления и «отцом» искусствоведения считается Винкельман, подошедший к изучению античных памятников архитектуры с научной точки зрения в своих трудах, посвященных древним искусствам. Распространению идей классицизма способствовали произведения знаменитого мастера архитектурных пейзажей Джованни Пиранези, посвятившего целую серию офортов видам римских развалин, а также перспективная живопись Панини и необыкновенные композиции «живописца руин» Гюбера Робера.

В это же время происходит обращение к трудам теоретиков Возрождения, которые еще в XV-XVI вв. определили основные принципы классического искусства. Альберти, известный как автор «Десяти книг о зодчестве», утверждал, что «великие возможности искусства были осуществлены античностью. С точки зрения порядка, меры, рациональности и красоты ее творения совершеннее природы и потому могут служить образцами для всех последующих поколений». Впоследствии данного мнения придерживались архитекторы Высокого Возрождения, среди которых особое место занимают Виньола, Палладио и Серлио. И несмотря на высокую популярность трактата Виньола «Правила пяти архитектурных ордеров», главным основоположником классицизма в архитектуре Италии считается Палладио, чьи рациональные идеи привели к формированию архитектурного стиля, называемого по имени великого зодчего – палладианством. Сам Палладио, активно использовавший в своих постройках античный ордер, опирался на труды древнеримского архитектора Витрувия, написавшего в I в. до н.э. «Десять книг об архитектуре». Изучив основные правила античной архитектуры, инженерно-техническую сторону вопроса и принципы художественного восприятия, Палладио приступил к строительству изящных и лаконичных вилл и палаццо. Самым значимым произведением Палладио, в котором мастер в полной мере применяет формы античных храмов, считается вилла Ротонда, о которой один выдающийся историк искусства сказал: «это уже не Ренессанс, а Классицизм».

Классицизм в архитектуре Италии

Несмотря на наличие памятников античной и ренессансной архитектуры, развитие в Италии архитектуры классицизма происходит достаточно медленно в связи со сложным политическим и, как следствие, экономическим положением страны, из-за которого большинство итальянских архитекторов предпочитают вести активную строительную деятельность в России и Европе.

Во многих итальянских постройках можно увидеть сочетание типичных барочных элементов с классической ордерной системой древней Греции, присутствующей как в виде колонн, так и в виде пилястр. Кроме того, нередким становится использование арок, колоннад, портиков и ротондных композиций.

Главным проводником итальянского классицизма считается Пьермарини, спроектировавший знаменитый театр Ла-Скала, который по своему художественному языку более близок к произведениям эпохи ренессанса, нежели к античности.

Классическим палаццо, театрам и церквям Италии присущи сухие, но при этом гармоничные формы, отличающиеся от творчества итальянских «эмигрантов» несравненно большей строгостью и простотой декорации. Подражая все тому же Палладио, представители итальянского классицизма предпочитают строить здания римского типа (например, Бонсиньоре Ф. в первой половине XIX века возводит церковь, по своему строению напоминающую римский Пантеон), но при этом для украшения фасадов, архитекторы используют исключительно древнегреческий ордер.

Подражая искусству античности и ренессанса, итальянским архитекторам удалось не только заложить основы для возникновения стиля под названием «итальянский классицизм», но и распространить его по всему миру.