Интерес к готической архитектуре возник в эпоху Ренессанса, когда вытеснив постройки «мрачных веков» зодчие нового стиля стали проявлять интерес к особенностям готического стиля в архитектуре средневековья в негативном контексте, как о варварском и непривычном.

Основоположник современного искусствознания Джорджо Вазари впервые обратился к термину «готика» для того чтобы отделить период Средневековья от Возрождения.

Особенности храмового зодчества готического периода

Готический собор, ставший ведущим архитектурным типом в средние века, поражает многообразием конструктивных приемов, не использовавшихся ранее ни в одном архитектурном направлении. Главной особенностью готического стиля в архитектуре является наличие каркасной системы свода. Следуя новым принципам, зодчие отказались от тяжелых массивных стен романики, отдав предпочтение нервюрному своду, который, благодаря системе контрфорсов и аркбутанов способствовал уменьшению нагрузки на опоры и, соответственно, позволял увеличить оконные проемы, придав внутренним стенам собора легкость и «воздушность».

Замена романского цилиндрического свода на нервюрный также положительно сказалась и на размерах готических соборов, так как новые конструктивные приемы позволяли смело вытягивать здания не только по горизонтали, но и по вертикали. В связи с этим соборы готического периода отличаются сильно вытянутыми вверх пропорциями, вертикаль которых зодчие подчеркивали с помощью стрельчатых арок, башенок-пинаклей, остроконечных порталов, решеток, скульптурных композиций, тянущихся к небу, а также вымпергов, щипцов и, завершающих общую композицию фасада, ажурных крестоцветов.

В отличие от церквей романского периода с четкими и несколько упрощенными формами, соборы, выполненные с учетом особенностей готического стиля в архитектуре, кажутся совершенно необозримыми, неоднородными и абсолютно ассиметричными. Каждый фасад здания является отдельным миром, наполненным индивидуальными переживаниями, навечно застывшими в камне.

Говоря об особенностях готического стиля в архитектуре внутреннего убранства соборов, особого внимания заслуживают огромные витражные композиции, которые за счет облегчения их конструкции иногда занимают все внутреннее пространство. Во главе общей композиции всегда находится величественное окно-роза (за исключением немецких соборов). Как снаружи, так и внутри собора можно встретить множество скульптурных композиций — «одежду готического храма» (например, в знаменитом Шартрском соборе насчитывается более десяти тысяч статуй).

Внутренне пространство соборов также проникнуто сплошным «вертикализмом», подчеркивающим неудержимое движение к алтарной части конструкции. Так как многие готические соборы строились в течение нескольких десятков лет, а порой и нескольких веков, то службы довольно часто проводились в недостроенных зданиях, что, впрочем, придавало особый эмоциональный настрой всему процессу богослужения.

Особенности гражданской архитектуры готического периода

Помимо соборной практики, зодчие работали и с гражданскими постройками, такими как ратуши, дворцы, жилые дома, торговые ряды и богато декорированные городские башни.

Здесь особенности готического стиля в архитектуре имели более простые формы с менее агрессивными стрельчатыми элементами. Изящные пропорции зданий, дополненные высокими слегка заостренными башнями и роскошно декорированными фасадами, становятся особенно популярными в крупных столичных городах периода высокой и поздней готики.

Увлекшись становлением светской архитектуры, французские зодчие перестраивали в новом архитектурном стиле целые города и селения, превращая их в настоящие «готические» заповедники. В это же время создаются грандиозные дворцы полукрепостного характера, в которых массивные грузные стены сочетаются с высокими окнами стрельчатого типа и пышным архитектурным декором.

В средневековой Германии и ряде других стран широкое распространение получают фахверковые двух и трехэтажные дома, украшенные особым рисунком и завершенные высокими щипцовыми крышами.

Помимо этого, Германия является родиной «кирпичной готики», которая затронула не только постройки светского типа, но и соборное творчество.

К динамичным формам, являющимся основной особенностью архитектуры готического стиля впоследствии возвращались зодчие XIX века, когда наряду с традициями неоклассицизма в архитектуре возник интерес к историческим стилям, в числе которых была готика. Вдохновленные романтизмом средних веков, архитекторы принялись возрождать готические традиции, то придавая своим постройкам формы готических дворцов, то украшая объемы зданий стрельчатыми элементами. Со временем любовь к «готицизмам» заново покорила Европу и даже затронула некатолическую Россию, преобразовав готический стиль в новое направление, получившее название «неоготика».