Понятие «изящные искусства» (Beaux-arts) относится как к декоративному стилю архитектуры девятнадцатого века, так и к образовательному учреждению, в котором он появился — Академии изящных искусств, основанной в 1648 году в Париже.

Академический стиль из богатого орнамента и строгого метода

В 1671 году министр финансов Франции Жан-Батист Кольбер и архитектор Франсуа Блонддель основали Королевскую академию архитектуры; в 1863 году Наполеон III даровал ей независимость от государства, и она слилась с другими академиями, в результате чего образовалась Школа изящных искусств.

Школа ориентировалась на классические искусства и архитектуру, поэтому программа обучения включала живопись, скульптуру и архитектуру. С образованием Школы также произошло разделение между архитектурой и практическим строительным ремеслом – при этом последнее преподавалось в Национальной школе мостов и дорог, а также в Политехнической школе, которая и по сей день остаётся одним из крупнейших технических учебных заведений мира.

«Система обучения изящным искусствам приобрела большую популярность, особенно в США».

Система обучения изящным искусствам приобрела большую популярность, особенно в США, где многие университеты, ведомые с 1892 года Массачусетским технологическим институтом (МIT), приняли её методы и пригласили на работу её выпускников. Несколько ведущих американских архитекторов учились в Париже, среди них — Ричард Моррис Хант, Чарльз Фоллен Макким (из бюро «Макким, Мид энд Уайт») и Генри Хобсон Ричардсон — а знаменитый «Белый город» на Всемирной Колумбовской выставке 1893 года стал триумфом принципов стиля Beaux-arts. Множество университетов, включая Колумбийский в Нью-Йорке, MIT и Беркли в Калифорнии, были спроектированы ведущими представителями этого стиля, также как и несколько крупных железнодорожных вокзалов, включая знаменитый Центральный вокзал Нью-Йорка.

Методы обучения Школы были такими же влиятельными, как и академический стиль классицизма с его богатым орнаментом, популяризируемый ею. Студенты делились на так называемые «ателье», которыми руководили практикующие архитекторы – их отголосок можно найти в современной «системе модулей»- а в основе метода был эскиз, или предварительный набросок. Он выполнялся за короткий период времени (обычно менее десяти часов), без помощи книг или советов, в небольшом отдельном боксе, и требовал выбора решения — подобно сегодняшней «организационной идее» или «клаузуре».

Набор возможных решений был ограниченным, и, разрабатывая свои эскизы, студенты могли использовать ряд формализованных подходов, изначально основанных на идее функциональных распределений, создаваемых по подобию представлений Витрувия, но позднее развившейся в более всеобъемлющую концепцию композиции. Примечательной особенностью проектов стиля Beaux-arts были карманы – пустоты, «скрытые» в массивной конструкции здания и используемые для моделирования пространства, но не обязательные для устойчивости конструкции. Такое использование пустот, вероятно, повлияло на развитие концепции Луиса Кана об обслуживающем и обслуживаемом пространстве; он изучал изящные искусства в Пенсильванском университете.

Окончательные проекты студентов представляли собой большие, тщательно исполненные чертежи, выполненные акварелью, чтобы продемонстрировать влияние света на пространство и форму. Их вывозили, обычно в последнюю минуту, en charrette (на тележке с колёсиками, чьим именем называют теперь мгновенно выполненный эскиз или короткое соревнование) на рассмотрение жюри. Если жюри решало, что окончательный проект отличался от первоначального эскиза, он исключался из конкурса (hors de concours), и ему не присуждались зачётные единицы, необходимые для получения диплома.