Архитектура — это не только конструкция, как считали сторонники крайнего конструктивного пуризма. «Ведь наше видение ищет изящного», — говорит Витрувий, но впечатление изящества, того «праздника для глаз», которого мы ожидаем от произведений искусства, не может быть создано, если мы не позаботимся об организации движения взгляда по линиям и формам строения.
Равновесие движения при переходе с одной арки на другую вряд ли может быть достигнуто никакими методами решения опорных узлов в металле, как показывает нам пример многих других мостов, и в первую очередь хотя бы пример южного моста в Кёльне, опорные узлы которого, решенные в металле, не производят на нас впечатления удовлетворения, вследствие слабости вертикального движения на промежуточных опорах, не уравновешивающего мощных движений арок.
Между тем массивы каменных башен Северного Кёльнского моста очень хорошо выполняют задачу уравновешивания движений арок и поэтому являются вполне разумным мотивом, которым достигается желаемый результат (хотя, конечно, интерпретация этой формы в дух средневековых рыцарских замков плохо сочетается с формами моста и не может вызвать симпатии у современного зрителя).
«Башенки, расположенные между пролетами, также помогают избежать беспокойного блуждания взора», — справедливо отмечает Ф. Хартманн в своей работе «Эстетика мостостроения».
Конечно, такие турели не всегда целесообразны. Если мост расположен высоко над уровнем воды, то опоры арок сами могут создавать сильное вертикальное движение, уравновешивающее движение арок, но и в этом случае вертикальная ось опор должна быть архитектурно выражена.
Отсутствие такой архитектурной выразительности вертикали промежуточных опор несколько умаляет эстетическую значимость прекрасного моста через озеро Мелар в Стокгольме, возведенного в последние годы.
Движение, начиная от скульптурных групп, стоящих на береговых устоях, переходит к скромному по форме, но ритмичному построению подходов к среднему пролету.
Остановившись на мощных массах опор арочного пролета, взор затем следует за быстрым движением форм арок и проезжей части арочного пролета и замедляется, приближаясь к опорам другого берега, и замедлением движение облегчают стойки, увеличивающиеся в высоту по мере приближения к опорам, передающие нагрузку с проезжей части на арки.
Далее взгляд отмечает балочные пролеты подхода и останавливается на скульптурных группах береговых устоев. Благодаря преобладанию горизонтального движения и мощных форм арочных опор и береговых устоев мост производит впечатление исключительной монументальности и спокойной уравновешенности частей.
Впечатление от неуравновешенного движения форм могут усилить люди, в той или иной степени знакомые с техникой. Это впечатление будет обогащено их знанием работы различных частей конструкций, несущих и несущих элементов.
Этим, возможно, и объясняется то, что ощущения неуравновешенности зрительного движения часто сменялись аналогичными ассоциациями, связанными с соображениями о работе различных частей конструкции и игре конструктивных сил, которые, как правило, совпадают с «силами инерции», возникающие при изменении направления или резкой остановке зрительного движения, и еще более резко усиливают впечатление неуравновешенности последнего.
Ряд других причин, зависящих от личности человека, от его мировоззрения, социальных моментов, может внести ряд существенных изменений в восприятие. Например, существовали архитектурные школы, выдвигавшие требования бесконечно длинного ритмического ряда, оптической несбалансированности форм и других моментов, противоречащих объективным законам эстетики, которые мы знаем из анализа красоты в природе и в лучших произведениях искусства.