Классика от латинского – первоклассный. Стиль античности.
Классицизм – стиль 17 – первой половины 19в, обратившемуся к античному наследию. Классицизм становился в 2 этапа. Появился в 17в. во Франции, в эпоху Просвещения.

Соответственно эстетика классицизма установила строгую иерархию жанров. Для архитектуры классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений.

Для живописи и скульптуры также характерна четкая разграниченность планов, перспектива.

Основным элементом картины становится линия и светотень. Для каждого из планов выбирается свой цвет: коричневый — для ближнего, зеленый – для среднего, голубой – для дальнего. Один из представителей классицизма был французский художник И. Пуссен.

Барокко. Искусство барокко зарождалось на идеи о сложности и несовершенстве мира. Главной задачей искусства стало отражение внутреннего
мира человека, раскрытие его чувств, переживаний.

Барокко зародилось в 17в. – это образования европейских государств, поэтому для искусства барокко характерны грандиозность. Постройки украшались причудливыми фасадами, интерьеры приобретали разнообразные формы, украшались скульптурой, лепниной, зеркала, росписи, расширяющие размеры помещений в каждой стране барокко имело свои особенности.

Например в Нидерландах (П.Рубенс) – это преобладание мифологических сюжетов, они полны экспрессии и внешней броскостью, некоторой
перегруженностью и яркостью. В Италии – сложные плафоны, картины являлись словно продолжением стены (Пьетро ди Кортони). Франция подарила уникальные дворцовые интерьеры. Барокко интерьеров постепенно перерождается в «большой стиль».
Русское барокко в Русской культуре проявляется в 18в. Широкие лестницы, многоярусные колонны. Пышное, перегруженное деталями.

Рококо – стилистическое направление, появившееся в 186 г. во Франции.
Название происходит от слова раковина, большинство украшений напоминали раковину. Рококо призвано украшать.

Игривый, легкий, прихотливый, изящный. Украшение – это гирлянды цветов, плодов, раковин. Ассиметрия, изогнутые линии маскируют конструкцию здания, украшаются в стиле рококо мебель, утварь: хрупкие, изысканные.
В живописи рококо основывается на мифологических мотивах, трактованных фривольно, основная тематика «галантные сцены» (Ф.Буше, Ватто, Фрагонар).

Романский стиль

Стиль зародившийся в 10 по 12 в.в. в странах Западной Европы. Связан стиль с утверждением христианства.
Формирование этого стиля связано с архитектурой (монастырские и замковые комплексы).
Для романских построек характерно сочетание ясного силуэта и лаконичности наружной отделки.
Массивные стены, узкие проемы окон, углубленные порталы.
Главным элементом комплекса становится башня. Вокруг нее располагались отдельные постройки из простых геометрических форм: кубов, призм, цилиндров.
Средством оформления была настенная живопись и рельефы.

Романтизм

Направление, которое появилось в 20-30егоды XIX века. Под влиянием литературы (впервые проявился в литературе). Романтическое искусство – это, прежде всего, обращение к внутреннему миру человека. Романтизм ярче всего проявился в живописи и графике (Делакруа, Жерико, Кипренский, Д.Констебль, Тернер, Ф.Рунге, А.Орловский)

Готика – стиль западноевропейского искусства второй половины 12-15в.в.

Символизм – направление в искусстве, возникшее во французской живописи в
60-е годы 13 в.
Его часто рассматривают как синоним понятий «декаданс», «ар нуво». Однако при внешнем сходстве этих явлений они отличаются по воздействию на культуру своего времени.
Символизм зародился в литературе.
Представители символизма группа «Наби-Энсор» в Бельгии, Мунк в Норвегии, Сегантини в Италии. Для их живописи характерно воплощение конкретных сюжетов в условных формах.
Ранними представителями символизма были французские художники П.Пювис де Шаванн, Г.Моро.
Очень ярко правился символизм в русской культуре («Мир искусства», «Голубая роза»).

Импрессионизм

Зародился стиль импрессионизм в 70е годы 19 века в Европе. Стал антиподом академической живописи. Вместо спокойной цветовой палитры приходит техника письма мазками, отдельными цветовыми пятнами. Главным становится сила первого «впечатления», особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения. Среди представителей импрессионизма К.Моне, О.Ренуар, К.Писарро. именно картина «Впечатление» К.Моне.
Импрессионизм стал первым течением нового направления, получившего название модернизм.

Модернизм

Художественное течение возникло в конце 19в. нач.20ст.
Модернизм отличается поиском новых изобразительных приемов. Вместо прямой изобретательности пришло геометрическое видение мира, ломаные линии и разнообразные фигуры стали отражать сложный мир.

Супрематизм

Представитель: Казимир Малевич.
Наивысшим воплощением идей динамического супрематизма явился «Черный квадрат», «Черный квадрат» — конец искусства. Простой черный квадрат,
написанный на белом фоне, стал самым радикальным проявлением в живописи абстракционизма.

Кубизм — авангардное направление, зародившиеся в нач.20в.
Художники используют геометризованные условные формы, стремясь «раздробить» реальные объекты.

Кубисты детально прорабатывали объемы и плоскости, при этом цветовое решение оставлялось желать лучшего.

Художники – кубисты отказались от передачи действительности при помощи линейной перспективы и цветовоздушной среды, создавая особые художественные эффекты. Один и тот же предмет изображался с разных точек зрения.
Основные цвета композиций – охра, серый, коричневый, черный.
Представители – П.Пикассо, Ж.Брак, Альтман, Летунов.

Фовизм — направление появилось во Франции в конце 19 нач. 20 ст. Картины полны энергии и страсти. Отличает живопись динамичностью мазка, стремление к эмоциональной силе, яркий колорит, контрастность цветов, локальные цвета.
Свойственно также резкое обобщение пространства, объема, рисунка, сведение формы к простым очертанием, отказ от светотеневой и линейной перспективы.
Представители: А. Матис, Андре Дерен.

Сюрреализм (сверхреализм) – новое направление в живописи оформившееся к 1920г. во Франции.
Отличительная особенность использование иллюзий и парадоксальных сочетаний форм (мягкое затвердевает, твердое течет) – это сочетание сна и
реальности.
Представители: С.Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.

Модерн (современный) – направление, ставшее популярным ко 2-й половине 19 нач. 20ст.

Отличительные особенности: отказ от прямых линий, углов в пользу «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Представители: М.Врубель, А.Бенуа, Альфонс Муха, Николай Рерих.

Стили модернистического направления

Главным направлением 19 века раскрытым в 20 веке является авангардизм.
Авангард в переводе с французского обозначает «передовой отряд». Так условно называют все арт–течения, направления, школы, творчество отдельных художников. Художники авангардисты отрицают традиции и пишут новые формы выражения.
Основными чертами авангардного направления становятся попытки выразить эмоции. Через колорит, часто отсутствует в работах сюжет.

Футуризм – течение, возникшее в Италии в нач.20 ст., чуть позднее появилось в России.

Художники – футуристы на своих картинах старались запечатлеть движение, изображая, например, множество ног, колес, т.е. использование принципа симультанности (на 1 изображении накладывают все фазы движения). Любимой темой из творчества были в основном достижения современной цивилизации: машины, паровозы, аэропланы. Они добились эффекта динамичности, полета, скорости (У.Баччони).

Неоимпрессионизм (пуантилизм) – течение, возникшее во Франции к 1885 году (Сёра).
Художники использовали особый стиль письма, при котором чистые, не смешиваемые на палитре краски наносились мелкими мазками прямоугольной
или круглой формы. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния. Представители Ж.Сёра, П.Синьяк.

Постимпрессионизм – общий термин, охватывающий вид искусства, которые и отвергают и принимают некоторые принципы импрессионизма. Зарождается стиль в 80-е и 19 в. Почти все постимпрессионисты примыкали к импрессионизму. Художники постепенно стали искать новые средства не для выражения сиюминутного и преходящего в жизни фиксации одного мгновения, что свойственно импрессионизму, а для воплощения длительных состояний прекрасного. Представители – Тулуз Лотрек, Сезанн, Гоген, Ван Гог.

Экспрессионизм – течение появившееся вконце 19 нач. 20ст.
Оно характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов или эмоционального состояния самого художника.
Представители – Эдвард Мунк, А.Модильяни, Э.Шиле, Фраму Марк.

Метафизическая живопись — 2 основных принципа метафизической живописи: «призрачность» и «ирония». Художники искали грань между миром живого и неживого, поэтому в их картинах живое похоже на неодушевленное, а неодушевленные живут своей реальной жизнью. Представители – Джордж де Кирико, Филиппо де Писиса, Альберто Савинио.

Абстракционизм (удаление, отвлечение)

Одна из целей абстракционизма создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у зрителя разнообразные ассоциации.
Родоначальник абстракционизма считается В.Кандинский.

Постмодернизм – возник как реакция на дизайнерский рационализм модерна.
Зародился еще в 1960 г., а окончательно сформировался в 80-е г. 20 ст.
Постмодернисты считали, что все достижения модерна – несколько непонятных объектов искусства и зданий.

Роберт Вентури ставит под сомнение акцент на логику, простоту и порядок, свойственных модерну и утверждает, что многозначность и противоречивость заслуживают места в искусстве. Мотивы художники черпали в ар-деко и конструктивизме. Представители – Маттео Тун, Альдо Росси.