• Абака – верхняя часть капители в форме прямоугольной плиты, на которую непосредственно опирается архитрав.
  • Акант – южное травянистое растение, стилизованная форма листа которого применяется в капителях коринфского и римского композитного ордеров.
  • Акведук – арочный мост для пропуска воды по желобам или трубам.
  • Акрополь – расположенная на возвышенности и укрепленная часть древнегреческого города, его крепость, которая служила защитой жителей во
    время войны.
  • Акротерий – скульптура или скульптурный орнамент, который устанавливался над углами и в центре фринтона в античных зданиях.
  • Амфипростиль – тип античного прямоугольного в плане храма, имеющего четырехколонные портики на торцах храма.
  • Амфитеатр – в Древней Греции места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов, со скамьями, идущими уступами. В Древнем Риме
    – амфитеатр – открытое сооружение для гладиаторских боев и травли диких зверей, в котором места для зрителей были расположены уступами вокруг овальной стены.
  • Антамблемент – верхняя, завершающая часть здания, которая лежит на колоннах и состоит из архитрава, фриза и карниза.
  • Анфилада – ряд помещений, расположенных на одной оси и соединенных дверными проемами.
  • Апсида – полукруглый, овальный или многоугольный выступ в восточной, алтарной части храма, перекрытый полукуполом.
  • Ападана – дворец приемов на Древнем Востоке. Обычно – многоколонный зал с четырьмя башнями по четырем сторонам света. Как правило, располагалась на платформе, на которую вели лестницы.
  • Арка – дугообразное перекрытие проема в стене, воротах, дверях, окнах или пространства между двумя стенами, опорами, столбами, колоннами, уступами моста.
  • Аркада – ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собою, опирающихся на столбы или колонны.
  • Аркатура – (аркатурный пояс) – украшение стены здания в виде деклративных арок
  • Аркбутан – связующая открытая арка, передающая распор свода на контрфорс
  • Архивольт – профиль обрамляющий арку.
  • Архитрав – соединительная несущая балка, лежащая непосредственно на капителях колонн, нижняя часть антаблемента.
  • Атлант – опора в виде мужской статуи.
  • Атриум – центральное помещение античного жилого дома с небольшим отверстием в крыше для освещения и стока дождевой воды и бассейном в центре помещения. В атриуме находились изображения домашних богов и маски предков.
  • Аттик – стена над венчающим карнизом. Иногда соответствует невысокому этажу (аттиковый этаж).
  • База – основание, нижняя профилированная (опорная) часть колонны или пилястра.
  • Базилика – вытянутое, прямоугольное в плане здание, состоящее из трех или пяти нефов, отделенных друг от друга рядами колонн или столбов. Средний неф, как правило, шире и выше боковых и освещается через окна в верхней, возвышающейся части стен.
  • Баллюстрада – сквозное ограждение балконов, галерей, крыш, лестниц и т.д., часто в виде перил, с балясинами или баллюстрами.
  • Балясина – (баллюстра) – невысокие фигурные столбики поддерживающие перила лестниц, балконов и т.д.
  • Баптистерий – (крещальня) – центрическое (круглое или многоугольное) в плане здание, крытое куполом, с бассейном для крещения в центре.
  • Барабан – венчающая часть здания цилиндрической или многогранной формы, несущая купол или многогранный сомкнутый свод. Световой барабан
    имеет окна.
  • Бегунец – орнаментальная кирпичная кладка в виде пояса, образующая на поверхности стены ряд треугольных углублений, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз;
  • Булевтерий – здание для заседания буле (совета старейших) – высшего административного и иногда законодательного органа в древнегреческих полисах.
  • Венец капелл – примыкающие друг к другу капеллы, расположенные дугой вокруг хора с обходом (огибающие их).
  • Вимперг – высокий остроконечный шипец, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.
  • Волюты – декоративные завитки, поддерживающие абаку. Являются главным пластическим мотивом капителей ионического и композитного ордеров. Волюты больших размеров применяются для оформления фасадов зданий, порталов дверей, окон, лестниц.
  • Галерея – длинное и узкое крытое помещение соединяющее отдельные части здания. Одна из продольных стен часто, заменяется колоннами или столбами.
  • Гимнасий – общественное сооружение в Древней Греции для физических упражнений и бесед.
  • Гипостиль – крытый колонный зал.
  • Глава – купол, венчающий здание христианского храма.
  • Гульбище – в древнерусской архитектуре – галерея, наружная терраса, площадка, охватывающая здание со всех сторон.
  • Гурт – пояс, тяга, профилированное ребро стены или свода.
  • Деамбулаторий – сквозной проход вокруг хора в церкви, соединяющий боковые нефы.
  • Детинец – древнейшее название укрепленного центра древнерусского города.
  • Диптер – античный храм, окруженный двумя рядами колонн.
  • Донжон – главная башня в средневековом укрепленном замке, служившая жилищем феодалу и последним убежищем во время осады.
  • Дромос – крытый коридор, ведущий в погребальную камеру над курганом; проход в скале, вырезанный в скале или материковом грунте.
  • Закомары – в древнерусских храмах полукруглое завершение верхней части стены при цилиндрических сводах.
  • Зальная церковь – церковное здание с нефами, равными по ширине или высоте.
  • Замковый камень – (ключ) – средний и высший из клинообразных камней составляющих арку, а также камень, лежащий в точке пресечения нервюр свода.
  • Звонница – а) колокольница – в древнерусской архитектуре сооружение при храме поставленное отдельно или под стеной здания (являлось, т.о., её продолжением) с проемами для колоколов, т.н. «настенная звонница»; б) колокольня, отдельно стоящая башня для подвешивания колоколов.
  • Зиккурат – многоярусное здание (обычно из 3-х или 7-ми ярусов, уменьшающихся по объему) с храмом главного божества наверху (подобие
    ступенчатой пирамиды).
  • Золотое сечение – деление отрезка прямой так, чтобы большая часть относилась к меньшей так, как весь отрезок к большой. Разработанная на этой основе система пропорций использовалась для сооружения здания, создания скульптуры и т.п.
  • Зофор – а) лента (полоса) скульптурного рельефа с изображением живых существ, растений или орнамента; б) фриз ионического и коринфского ордера.
  • Зубцы – завершение стен древних и средневековых крепостей, городских ратуш, феодальных дворцов, башен и мостов.
  • Импост – горизонтальный архитектурный элемент (в виде полки) на который непосредственно опирается арка, стоящая на стене или колонне.
  • Интерколумний – расстояние между колоннами.
  • Интерьер – функционально и эстетически организованное пространство внутри здания, образуемое ограждающими поверхностями, осветительной
    арматурой, оборудованием.
  • Кальдарий – горячий зал с нагретой водой в римских термах.
  • Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны.
  • Капелла – а) часовня: б) домашняя церковь в замках и дворцах; в) придел в соборах и церквях.
  • Капитель – верхняя часть колонны на которую опирается антамблемент.
  • Кариатида – опора в виде женской статуи. Канефора – кариатида несущая на голове корзину.
  • Карниз – верхняя, выступающая часть антамблемента, которая предохраняет стены здания от стекающей с крыш воды. Существуют межэтажные, подоконные, цокольные карнизы и т.д.
  • Кенотаф – ложная гробница — погребальное сооружение не содержащее тела умершего.
  • Кладка – способ возведения конструкций из объемных элементов: а)бутовая — из камней неправильной формы; б) циклопическая — из камней огромного размера; в) тесовая ~ из обтесанных камней; полигональная — разновидность тесовой кладки — из многогранных камней, притесанных друг к – другу; д) кирпичная,
  • Клуатр – монастырский двор окруженный галлереей.
  • Кокошник – декоративное завершение стен, сводов, обрамление барабанов глав, церковных зданий в виде профилированных арок с заполненным полем, иногда с заостренным верхом.
  • Колонна – круглый опорный столб.
  • Колоннада – ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием.
  • Колумбарий – место коллективного захоронения с нишками для погребальных урн.
  • Консоль – (кронштейн)- выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, одерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т.д.
  • Контрфорс – столпообразный выступ стены, принимающий на себя распор свода и увеличивающий устойчивость здания .
  • Крепида – а) подножие греческого храма; б) подпорная стена нагробного кургана.
  • Крестоцвет – скульптурное завершение фронтона, башни, щипца, вимперга в виде цветка, с одной или двумя парами горизонтальных крестообразных ответвлений от стебля.
  • Кресты поклонные – резные белокаменные кресты заделанные в плоскость нижней части древнерусских храмов; заупокойные кресты – заделывались в верхнюю часть стены.
  • Крипта – сводчатое подземное помещение церкви, расположенное, как правило, под храмом. Первоначально служило погребальной церковью.
  • Курватура – способ исправления оптических искажений возникающих при восприятии архитектурных форм здания,
  • Курдонер – парадный двор дворца, особняка или замка, окруженный с трех сторон частями или корпусами П-образного в плане здания и отделенного от улицы сквозной оградой.
  • Куртина – стена, соединяющая в замке или крепости две соседние башни.
  • Лопатка (лизена) – плоский вертикальный, прямоугольный в плане выступ стены. В отличие от пилястра он имеет базы в капители.
  • Лоджия – открытая галерея, примыкающая к зданию; помещение у которого вместо наружной стены – открытая колоннада или аркада. Ограждаются
    парапетами или балюстрадами.
  • Мастаба – в Древнем Египте – прямоугольная в плане гробница с плоским перекрытием и слегка наклоненными к центру стенами.
  • Меандр – особый вид лентообразного орнамента в виде ломанной или кривой линии с завитками.
  • Мегарон – прямоугольный в плане дом крито-микенского периода, состоящий из зала и портика. Послужил прообразом древнегреческих храмов.
  • Метопа – квадратная плита, часто украшенная рельефом, расположенная между триглифами на фризе дорического ордера.
  • Наос (цела) – центральная часть древнегреческого храма, светилище, в котором стояло изображение божества.
  • Нартекс – преддверие храма в его западной части, в виде прямоугольного (поперечно ориентированного) помещения, (см. – притвор).
  • Нервюра – выступающее и профилированное ребро готического крестового свода.
  • Неф – часть помещения храма, прямоугольная в плане, отделенная от других частей рядами колонн, арок или столбов .
  • Нимфей – сооружение, посвещенное намфам – водоем, бассейн; стена с нишами и фонтанами или архитектурно обработанный грот с источником,
    украшенный растениями, статуями, фонтанами.
  • Обелиск – в Древнем Египте – каменный, прямоугольный (обычно монолитный) столб с пирамидально заостренной верхушкой.
  • Одейон – крытое, общественное здание в Древней Греции, предназначенное для выступления музыкантов и декламаторов.
  • Озирические статуи – в Древнем Египте – столбы с приставленными к ним статуями фараонов в одеянии и позе бога Озириса.
  • Опистодом – помещение древнегреческого храма расположенное непосредственно за целлой (наосом), но с ним не сообщавшееся и имевшее
    отдельный вход с задней стороны храма.
  • Ораторий – частная капелла, предназначенная для небольших церковных служб.
  • Ордер – система архитектурно-художественной разработки сочетания опор и перекрытия (с определенным соотношением размеров их частей).
  • Ортостат – вертикально поставленная каменная плита, применявшаяся в архитектуре Древнего Востока для облицовки стен здания (обычно в их нижней части).
  • Пандус – пологая наклонная плоскость, заменяющая лестницу (без ступеней).
  • Панель – отделка нижней части стен помещения, отличная от отделки всей стены.
  • Панно – часть поверхности стены, двери, потолка, заключенная в раму и нередко заполненная барельефом или росписью.
  • Паруса – сферические треугольники, образующие при постановке сферического купола на квадратное или прямоугольное основание.
  • Периптер – античный храм, окруженный со всех сторон колоннадой.
  • Палестра – в Древней Греции – здание или площадка для физических упражнений.
  • Пальметта – стилизованный веерообразный лист пальмы, применявшийся в античном искусстве в качестве скульптурного или живописного орнамента.
  • Перистиль – колоннада, галерея вокруг открытого пространства: площади, двора, сада.
  • Пилоны – а) в древнеегипетской архитектуре – монументальное сооружение, оформлявшее вход в храм (представлявшее собою две трапецевидные башни с узким проходом посредине); б) массивные столбы прямоугольного сечения служащие опорами для арки, свода или плоского перекрытия.
  • Пилястра – пристенная полуколонна прямоугольного сечения, несущая антамблемент. Имеет базу и капитель.
  • Пинакль – завершенная остроконечной пирамидой декоративная башенка, венчающая контрфорс и другие части средневековых церковных
    зданий. Пирамидки пинаклей часто увеличивались фиалами.
  • Плинт – а) плоская квадратная часть базы колонны; б) тяга, прикрывающая стык стены и пола в помещении.
  • Плинфа – в византийской и древнерусской архитектуре – плоский, квадратный кирпич.
  • Повалуша – в древнерусской архитектуре – деревянная башня входившая в состав жилых хором.
  • Подий – основание храма со ступенями только на торцовой стене, а также возвышение или площадка.
  • Подклет – нижний этаж зданий, обычно служебно-хозяйственного назначения.
  • Портал – архитектурно обработанный вход в общественное здание, дворец, храм и т.д..
  • Портик – выступающая перед фасадом здания открытая галерея, которую образуют колонны, несущие перекрытие.
  • Поребрик – форма орнаментальной кирпичной кладки, выполняемая путем установки кирпича под углом к наружной поверхности.
  • Придел – а) в православной церкви — дополнительная церковь, со своим престолом, иконостасом и т.д., устроенная внутри основного храма или
    пристроенная к нему; б) в католическом храме приделы назывались капеллами.
  • Притвор – (нартекс) — входное помещение в церковь, куда допускались лица, не имевшие права входить внутрь собственно церкви — в главное помещение для молящихся. Некоторые церкви имели два. притвора – внешний и внутренний. Внешний притвор назывался экзонартексом.
  • Пританей – в Древней Греции — общественное здание, место пребывания должностных лиц города – пританов. В Пританее находился священный
    неугасимый очаг полиса, принимались послы, устраивались торжественные общественные трапезы и получали питание почтенные граждане города.
  • Пронаос – полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом (целлой),.
  • Пропилеи – монументальные ворота; вход на акрополь, в священную ограду – темекос.
  • Псевдодиптер – античный храм, у которого расстояние от колон до стены целлы равно двум интерколумниям (т.е. в отличие от диптера отсутствует второй ряд колонн, обрамляющих целлу).
  • Птерон – (или перистатис) — наружная колоннада храма.
  • Пьедестал – а) подножие колонны — обычно состоит из цоколя, стула и карниза; б) подножие для скульптуры, вазы и т.п.
  • Пята – верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод.
  • Раскреповка – небольшой выступ стены, антамблемента, карниза, фронтона, выступающий за основное поле стены, карниза, фронтона и т.д.
  • Распалубка – часть свода, образующаяся при пересечении полуцилиндрических поверхностей; фрагмент крестового свода или малый
    дополнительный свод, врезанный в основной цилиндрический свод.
  • Ретабло — архитектурное украшение алтаря, заалтарный образ.
  • Ремешки – выступающие кольца, охватывающие низ эхина дорической колонны.
  • Ризалит – часть здания выступающая вперед (за основную линию фасада).
  • Роза – готическое крупное окно с радиально расходящимися переплетами.
  • Ротонда – круглое в плане здание, увенчанное куполом или шатром.
  • Руст – отдельный квадр в стене, обработанный рустикой.
  • Рустика – (рустовка) — способ декоративной обработки стены каменными квадратами. при котором их лицевая сторона остается грубо околотой, а рельеф выступающих квадров подчеркивается узкой углубленной ленточкой.
  • Сакрисгия – а) ризница в католической церкви; б) отдельное помещение или здание, в котором хранятся церковные облачения (ризы) и священные сосуды и где духовенство облачается для церковной службы.
  • Сандрик – декоративная деталь над оконным или дверным проемом в виде карниза или фронтона. Иногда сандрик опирается на два кронштейна.
  • Свод – перекрытие здания, имеющее криволинейное (чаще всего — арочное) очертание. Основные типы сводов: а) крестовый — состоит из четырех распалубок, применяется для перекрытия квадратных прямоугольных в плане noмещенийs давление крестового свода сосредотечено на четырек углах; б) сомкнутый — состоит из четырех (или большего числа) лотков, применяется для перекрытия квадратных или прямоугольных в плане помещений; давление сомкнутого свода передается на все протяжение опорных стен, а не только на углы, как в крестовом своде; в) зеркальный — разновидность сомкнутого свода, верх которого срезан горизонтальной плоскостью, оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода называются падугам, а средняя горизонтальная часть — зеркалом — обычно отделяется от падут четкой рамой и часто используется для росписи; г) крещатый — свод образованный двумя пересекающимися крест накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан; д) парусный — свод на парусах; е) звездчатый — одна из форм крестового готического (нервюрного) свода в котором введены ряд дополнительных (вспомогательных) ребер (нервюр); в тонком каркасе звездчатого свода четко выделяются основные диагональные ребра; ж) веерный — в английской готике -свод, в котором нервюры, исходящие из одного угла, имеют одинаковую кривизну образуют равные между собой углы и расходятся наподобие веера, образуя воронкообразную поверхность..
  • Сени – нежилое помещение, расположенное между отдельными клетями в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменном здании. В сени
    обычно вела лестница находящаяся снаружи здания,
  • Сердаб – в Древнем Египте — святилище в гробнице для заупокойных статуй умершего.
  • Сима – терракотовый или мраморный водосборный желоб над карнизом, служит для стока воды с крыши.
  • Скуфья – верхняя часть купола на парусах, имеющая форму шарового сегмента.
  • Слезник – выносная плита венчающего карниза.
  • Служебные кололонны – вертикальные тяги, выступающие из каменного столба или колонны, непосредственно соединяющиеся с нервюрой готического
    свода.
  • Солея – повышенная часть пола перед иконостасом в древнерусском храме.
  • Средокрестие – пространство, образуемое пересечением продольного и поперечного (трансепта) нефов.
  • Стереобат – ступенчатое основание храма или другого монументального здания
  • Стилобат – платформа, верхняя ступень цоколя храма, стереобата, на которой стоит колоннада.
  • Субструкция – архитектурная конструкция (инженерно-архитектурная), которая служит основание сооружения.
  • Табернакль – а) архитектурно оформленная ниша со статуей святого; б) открытая пристройка для размещения статуи; в) дарохранительница в алтарной стене храма (в форме шкафа).
  • Термы – римские бани. В общественных термах, наряду собственно с банями, были помещения самого различного назначения: спортивные залы, залы для собраний, экседры для бесед Терпидарий – умеренно теплый зал в римских термах.
  • Тимпан – углубленное пространство над дверями или окном, имеющее треугольное, полуциркульное или стрельчатое очертание. Внизу тимпан
    ограничен горизонталью притолоки.
  • Толос – куполообразная постройка.
  • Травея – пролет, пространственная ячейка свода нефа, ограниченная четырьмя опорами.
  • Трансепт – поперечные нефы в церковных зданиях.
  • Трапезная – а) общая столовая в монастыре с подсобными помещениями; б) в русской архитектуре, кроме того, обширная невысокая пристройка к западной части храма.
  • Триглиф – деталь фриза дорического ордера в виде прямоугольной плиты с вертикальными желобками посередине.
  • Триклиний – столовая в римском доме.
  • Трифорий – в средневековой архитектуре узкая, невысокая (часто декоративная) галерея, расположенная в толще стены над арками отделяющими боковые нефы от среднего. В средний неф трифорий открывается тройными или двойными проемами .
    Фахверк – конструкция стены, состоящая из жесткого несущего каркаса (остова) и промежутков заполненных кирпичом, камнем, глиной\
  • Фасад – внешняя сторона, внешний вид, вертикальная поверхность здания или части здания. Различаются фасады: главный и боковые, уличные, дворовые, садовые и т.п.
  • Фиал – декоративное завершение пинаклей, щипцов, контрфорсов, в виде шпиля или стержня с крестоцветом.
  • Филенка – внутреннее поле декоративной рамы на вертикальных частях здания или его деталях.
  • Фолоc – круглое в плане здание.
  • Форум – первоначально – рынок, позднее – общественная площадь древнеримского города.
  • Фригидарий – зал с холодной водой в римских термах.
  • Фриз – средняя часть антамблемента, расположенная между архитравом и карнизом, а также декоративная полоса (часто с рельефным изображением) украшающая стену
  • Фронтон – верхняя часть стены в виде треугольника, ограниченного скатами крыш и отделенного от стены карнизом, поле фронтона часто заполняется скульптурными композициями.
  • Хор – а) в западнохристианских храмах – место для певчих; б) часть церкви, предназначенная для присутствующего при богослужении духовенства, для которого по бокам хора устраивались особые ряды сидений. Хор был отделен оградой от остальной части церкви, предназначенной для массы молящихся прихожан. Обычное расположение хора – перед алтарной частью церкви, причем хор иногда целиком располагался к востоку от средокрестия, а иногда перемещался к западу, захватывая и часть главного нефа перед средокрестием. В ряде случаев, особенно в поздний период, хор помещался не перед алтарной частью, а за нею (рис. 8-л; 9-а, б, е).
  • Хоры – верхняя галерея в интерьерах церквей, залах и других зданиях.
  • Целла – (наос) – внутреннее центральное помещение античного храма (см. наос).
  • Цоколь – нижняя (часто надземная) часть стены с особым характером обработки, несущая основную часть стены.
  • Шаг колонны – расстояние между осями стоящих рядом колонн.
  • Шатер – пирамидальная форма покрытия здание, четырех или восьмигранное в плане.
  • Шея – глухой барабан церковной главы, не имеющей световых проемов (окон). I
  • Щипец – а) верхняя часть фасадной части стены треугольной формы, ограниченная двумя скатами и в отличие от фронтона не отделенная от нижней части стены особым горизонтальным карнизом; 6) верх фасадной стены имеющая более сложное очертание, но в общем также соответствующей скатам крыши; в) декоративный треугольник, венчающий окно, портал и т.п. в готической архитектуре.
  • Эдикула – а) в наиболее характерной форме — ниша, обрамленная парой колонн или пилястр, опирающихся на подножие и увенчанное фронтоном; 6) в Древней Греции — специальная ниша, используемая для оформления надгробий и особых вместилищ для изображений богов в храмах, общественных зданиях и частных домах. В Древнем Риме — чаще всего — самостоятельное культовое здание.
  • Экклесиастерий – здание народных собраний в античной Греции.
  • Экседра – а) полукруглое, полуоткрытое или открытое сооружение, обстроенная стенами глубокая ниша. Экседра в Древней Греции встраивалась в общественное здание или сооружалось в виде отдельного павильона и служила местом собеседования или отдыха; 6) парадное помещение богатого античного дома, открывавшееся в перистиль двора.
  • Эмпоры – галерея романского храма, расположенного над сводами боковых (пониженных) нефов или над входом в храм. Открывались арочными проемами в главный неф и нередко окнами наружу.
  • Энтазис — небольшое утолщение ствола колонны в его средней части. В классической Греции максимум энтазиса приходился на нижнюю половину
    ствола, примерно на 1/3 общей высоты колонны.
  • Эркер — остекленная часть объема здания, выступающая за пределы плоскости фасада
  • Эхин — часть капители в виде круглой подушки с выпуклым профилем.