Европейское палладианство, развивающееся быстрыми темпами в рамках античного классицизма, послужило своеобразным знаменем для русского зодчества и высшего дворянства XVIII – XIX веков.
История появления классического стиля в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, утопающий в роскошных барочных дворцовых комплексах, в связи с развитием промышленных предприятий и ростом городского населения, нуждался в появлении нового архитектурного стиля, способного решить возникшие градостроительные проблемы. Обращение петербургских зодчих к палладианским мотивам произошло стихийно. Полное отрицание французских классических образцов и ориентация на архитектуру вилл Палладио стали основными чертами, повлиявшими на новый русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга.
Петербургские архитекторы особое внимание уделяли именно загородным постройкам Палладио, внося в них при этом существенные изменения. Храмоподобные «сельские» виллы Палладио с античными портиками, лоджиями и изящными колоннами создавали эффект некоторой отстраненности зданий, которая не совсем вписывалась в генеральный проект «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Поэтому зодчие стремились утяжелить палладианские формы и усилить их монументальность.
Труды основоположника «археологического классицизма» Винкельмана также оказали сильное влияние на развитие классической петербургской школы. В середине XVIII века в свет вышли «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности» в которых автор рассматривал античную архитектуру в первую очередь с научно-археологической точки зрения. Немалую роль в укреплении позиций классицизма сыграл трактат Лессинга «Лаокоон», перспективная живопись Паннини и гравюры Пиранези на античные темы.
Ранний Екатерининский классицизм
На годы правления Екатерины II пришлись сразу два этапа развития классицизма – ранний и строгий. Главным отличием одного периода от другого является смешение раннего классицизма с декоративными барочными формами и полный отказ от элементов барокко и рококо в строгом классицизме архитектуры Санкт-Петербурга.
Ранний классицизм в творчестве Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена воплотил идеи гармоничной упорядоченности и лаконичной сдержанности, где остатки барочного шика ушли на второй план, освободив центральное место греческим ордерам.
Строгий классицизм, сформировавшийся к 1780 году, полностью отказывается от архитектурных форм барокко, безукоризненно следуя чертежам и описаниям греческого ордера Витрувием и Палладио. Среди петербургских зодчих этого периода можно выделить Чарльза Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги и т.д.
Поздний классицизм и ампир
Поздний классицизм (Александровский) в истории архитектуры рассматривается в качестве переходного этапа от классицизма к стилю ампир. Это объясняется, прежде всего, усиленной стилизацией под архаику, тяжеловесностью и величественностью образов. Петербургские архитекторы отдают предпочтение не украшенным, а простым ордерам, таким как дорический и тосканский.
Логичным завершением классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков. стало появление императорского стиля – ампира. Идеи торжественной и мужественной архитектуры, присущие французскому парадному стилю, быстро подхватывают зодчие Санкт-Петербурга, используя его не только в сооружениях военной тематики, но и в конструкциях церквей, площадей и даже улиц.
Неоклассицизм в архитектуре советского периода
Конец XIX века характеризуется полным отказом от классических форм и преобладанием эклектичных стилей в петербургской архитектуре.
Возвращение классического стиля в несколько измененном виде происходит в начале XX века, благодаря исканиям русских архитекторов, стремящихся преобразить советские жилые дома, посредством использования композиционных форм классицизма. Данный этап в архитектуре получил название неоклассицизм.
В архитектуре Санкт-Петербурга классицизм по праву занял самое заметное место. Он не только воплотил в себе сложнейшие градостроительные задачи XVIII века, но и способствовал укреплению высокого гражданского духа российской империи. Античные формы в исполнении русских зодчих стали визитной карточкой Санкт-Петербурга, сделав его настоящей архитектурной жемчужиной России и всего мира.