Баухаус был школой дизайна, основанной в Германии в 1919 году, которая оказала неизгладимое влияние на архитектуру и дизайн всех видов продукции. Его создатель, Вальтер Гропиус, стремился сочетать хороший дизайн с использованием машин для производства и внедрением современных материалов в архитектуре. Его методы широко копировались, и несколько проектов Баухауза стали классикой.
Движение искусств и ремесел конца 19 века способствовало объединению всех типов художников, дизайнеров и ремесленников для создания всего, от украшений до зданий, путем сочетания возрождения традиционных ремесленных методов с четким анализом формы и функции. Архитектура искусств и ремесел, хотя и менее загроможденная, чем предшествовавшая ей викторианская работа, по-прежнему выглядела традиционной и уходящей корнями в историю. Что, если бы идеалы хорошего строительства и тесного сотрудничества между художником, архитектором и ремесленником были сосредоточены на более современном, более промышленном дизайне?
От Веркбунда до Баухауза
Один из ответов на этот вопрос дал в Германии организация под названием Deutsche Werkbund. Основанный в 1907 году в Мюнхене, Werkbund объединил группу передовых дизайнеров и художников, которые сосредоточились на дизайне, не обращаясь к прошлым стилям для вдохновения или подражания. Группа создала новаторские работы в области дизайна и архитектуры, но не была достаточно радикальной для одного молодого архитектора Вальтера Гропиуса, который хотел приблизиться к промышленности и промышленному дизайну. Таким образом, в 1919 году Гропиус сделал карьерный шаг и стал главой школы искусств и ремесел в Веймаре, которую он реорганизовал и переименовал в Баухаус.
Гропиус хотел сблизить промышленность и ремесло, произвести революцию в том, как вещи проектируются и изготавливаются. Он видел, что для этого ему нужно обучать студентов не только ремеслу и дизайну, но и таким понятиям, как форма и цвет. Поэтому он добавил в штат Баухауса группу художников, таких как Пауль Клее и Йоханнес Иттен.
Вводный курс
Иттен был особенно влиятельным, потому что Гропиус назначил его руководителем «Воркурса» — вводного курса, который проходили все студенты по прибытии в Баухаус, — в котором объяснялись эти ключевые концепции формы и цвета. Затем студенты продолжали учиться создавать проекты объектов — как для массового производства, так и для единичного производства, но все же в «машинной эстетике», — или проектировать здания. Гропиус отстаивал современный подход к архитектуре, используя как прочность, так и визуальные качества таких материалов, как сталь, бетон и стекло, и отвергая то, что он считал «нечестной» облицовкой и уловками архитектуры 19-го века.
« Баухаус считает машину нашим современным средством дизайна и стремится с этим смириться». Вальтер Гропиус, Идея и конструкция, 1923 г.
Переезд в Дессау
Когда в 1924–1925 годах эти идеи оказались слишком радикальными для сторонников Баухауза в Веймаре, Гропиус перенес школу в Дессау, построив поразительную новую штаб-квартиру, которая со своими светлыми бетонными стенами и большими окнами олицетворяла идеи Баухауза. Именно здесь были созданы некоторые из самых известных продуктов дизайна Баухауза: например, трубчатые стальные и кожаные кресла Марселя Брейера и светильники Гропиуса из стекла и хрома.
Здание Баухауза
Здание, которое Гропиус спроектировал для Баухауза в Дессау (ниже), является одним из самых важных в 20-м веке, воплощая в себе несколько архитектурных идей, которые должны были широко имитироваться и адаптироваться. Он был задуман как серия блоков, каждый из которых выполнял разные функции: в одном были учебные классы и библиотека, в другом — мастерские и студии, в другом — студенческое общежитие. Эти блоки были соединены секцией с лекционным залом и мостом с административными помещениями. Это зонирование, при котором каждый блок своим внешним видом выражал комнаты внутри, имело большое значение, как и тот факт, что в получившемся плане не было «фасада», а был только ряд крыльев. Свободно спроектированные пространства, откровенное использование бетона и стали, а также четкие прямые линии во многом копировались как в учебных зданиях, так и в более широком смысле.
Здание Баухауза
Влияние Баухауза на архитектуру также возросло, поскольку Гропиус получил заказы на проектирование жилищных проектов, таких как жилье для рабочих для Siemens за пределами Берлина. В таких схемах, а также извлекая выгоду из стандартизации, предлагаемой с использованием современных материалов, он пытался принести воздух и свет в свои дома, чтобы сделать их более привлекательными для жизни, чем традиционные жилища 19-го века.
Гропиус и сменившие его режиссеры, Ханнес Мейер и Людвиг Мис ван дер Роэ, много сделали для продвижения ценностей модернистской архитектуры через Баухаус, сохраняя при этом модернистскую версию старого идеала искусств и ремесел — что каждый объект в дом, от посуды до штор, должен быть хорошо спроектирован. Этот целостный подход является одним из наиболее важных наследий идеала Баухауза.
Закрытие и эмиграция
Баухаус был силен, но не смог противостоять подъему нацизма с его очень разными представлениями о дизайне. Гитлер был заинтересован в выражении немецкого характера через традиционный классицизм и не видел особых достоинств в современном дизайне или его практиках. Так в 1933 году нацисты закрыли школу.
Но в некотором смысле это усилило влияние идей Баухауза. Большинство сотрудников эмигрировало в США, где они продолжали продвигать свой тип дизайна и где художник Ласло Мохой-Надь ненадолго основал Новый Баухаус в Чикаго. В 1950-х годах другой стойкий приверженец, швейцарский архитектор Макс Билл, привнес идеи Баухауза в школу дизайна в Ульме, вернув этот тип дизайна домой еще раз. В результате продукция Баухауза, от модернистских стульев до зданий из стали и стекла, хорошо известна во всем западном мире.