В последние годы произошел полный переворот в восприятии того, что раньше считалось вульгарным и безвкусным, — использование парчовых тканей, имитирующих золотые и серебряные детали, замысловатые украшения и общая пышная эстетика.
Казалось, что господству минимализма в архитектуре и дизайне интерьера пришел конец. Однако прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо рассмотреть этот сдвиг как временное отступление, которое может открыть дорогу новой волне вдохновения и инноваций.
Минимализм — это стиль, который не поддается точному определению и вызывает недоумение как у философов, так и у искусствоведов, архитекторов и дизайнеров. У каждого человека своя трактовка и своя концепция минимализма. Широко распространено мнение, что истоки минимализма восходят к восточной философии, особенно в ее японской форме.
Древняя японская цивилизация, стесненная ограниченными ресурсами и территориальным пространством, создала архитектуру, отражающую эти условия. Их архитектура была направлена на достижение гармонии с минимальными ресурсами, используя такие элементы, как камень, дерево, дневной свет и тень. Взаимодействие света и тени, простые формы и объемы стали сущностью японского жилища, не требующего экстравагантного декора или ярких красок.
Если восточный минимализм возник из-за нехватки ресурсов и превратился в искусство, создающее красоту из ничего, то западный минимализм возник как реакция на чрезмерное влияние постиндустриального общества. Быстрый темп, постоянная связь и сенсорная перегрузка городской среды вызвали тоску по искусственному оазису, где можно было бы найти успокоение и созерцание. Это желание породило здания и интерьеры, которые сразу же были названы минималистскими. Для них характерны белые стены, стеклянные фасады, сдержанное освещение и гладкая мебель. Независимо от того, склонялись ли они к холодной строгости хай-тека или к манящей теплоте экологического стиля, это новое направление получило название минимализм и завоевало популярность во всем мире.
Известные архитекторы, дизайнеры и взыскательные клиенты быстро приняли прозрачный стиль жизни, который предлагал минимализм. Однако у концепции минимализма в интерьере была своя загвоздка. Он был способен с дотошной точностью разрушить любое подобие беспорядка. Одежда, случайно брошенная посреди комнаты, или отпечаток пальца на стеклянном столике приобретали особую значимость, поскольку не было никаких отвлекающих факторов, способных отвлечь внимание. Не каждый обладал достаточной силой воли, чтобы скрупулезно следить за своим жилищем и терпеть несоответствие между концептуальным стилем и реалиями повседневной жизни.
Еще одним фактором, ставящим под сомнение совместимость минималистической архитектуры с комфортной жизнью, является понятие семейной истории. В западной культуре семейная история имеет огромное значение — это и традиции, и привычки, и даже архитектурные стили, передающиеся из поколения в поколение. Поэтому принятие минимализма может рассматриваться как отказ от прошлого и стремление начать жизнь заново. Однако в нашей стране семейная история еще не достигла такого уровня значимости из-за отсутствия наследия поколений.
Интерес к семейной истории неуклонно растет, особенно среди состоятельных слоев населения, проживающих в загородных поместьях, украшенных антиквариатом или его искусными имитациями. Хотя эта тенденция еще не стала массовой, ее нельзя сбрасывать со счетов как существенный фактор, противостоящий идеологии минимализма.
Тем не менее, в различных слоях общества минимализм пользуется популярностью, руководствуясь совершенно иными мотивами, нежели его философские и культурные аналоги. В нашем обществе минимализм в первую очередь обусловлен стремлением к большему количеству света и пространства. После десятилетий жизни в перенаселенных квартирах, заполненных как нужными, так и ненужными вещами, люди жаждут глотка свежего воздуха и избавления от лишнего. Эта идея лежит в основе растущей популярности минимализма.
Интересно, что минимализм получил распространение не столько в традиционном дизайне интерьера, сколько в смежных областях. В частности, мебельный дизайн воспринял принципы минимализма, мгновенно возведя любой предмет, соответствующий этим принципам, в ранг модного и престижного. Использование чистых линий, простых форм, чистых цветов и натуральных материалов позволяет мебели в стиле минимализм органично вписываться в любой интерьер, выполняя свое функциональное назначение и не отменяя общей эстетики. Поэтому мебель в стиле минимализм стала очень востребованной у покупателей и легко вписывается в самые разные стили дизайна.
В настоящее время минимализм превращается из абстрактной философской концепции в осязаемую реальность, доступную широким массам. В первую очередь этот переход проявляется в сфере дизайна мебели и интерьеров, а также косвенно затрагивает более крупные архитектурные проекты. По мере того как стиль получает все более широкое распространение, он постепенно теряет свою эксклюзивность, и возникает ощущение, что минимализм скоро станет обыденностью, уступив место чему-то новому.
Вопрос остается открытым: Какой будет следующая тенденция в архитектуре и дизайне, которая покорит и вдохновит нас?