Сталин в качестве главного идейного руководителя и архитектора СССР, сам поспособствовал появлению нового стиля, взяв за основу французский ампир XIX в. Переход от конструктивизма к неоклассицизму, а затем и к ампиру происходит достаточно стихийно и, чаще всего, под руководством одних и тех же архитекторов.

В довоенный период границы стилей остаются несколько размытыми, так как вчерашним «неоклассикам» и «конструктивистам» не хватает конкретики в построении новых архитектурных форм. Поэтому говорить о явном зарождении «сталинского ампира» в 1930-е годы достаточно сложно. Некоторые искусствоведы и вовсе определяют стиль с чертами «ампира» первой половины XX века как постконструктивизм или советский ар деко, уверенно называя сталинский ампир «стилем пятидесятых».

Так или иначе, на всесоюзном совещании советских архитекторов 1934 года было принято решение о формировании нового стиля, способного в архитектуре запечатлеть главные идеи и достижения эпохи коммунизма.

Особенности сталинского ампира

Обращение к ампиру, как к архитектурному стилю с наиболее ярко выраженной идеологической нагрузкой, позволило выразить в монументальных постройках ценности тоталитарной культуры. Идеи единства и высокого гражданского духа, отраженные в богато украшенных лепниной и советской символикой фасадах, превращали памятники архитектуры в символы великих побед и свершений.

Архитекторы в своих произведениях стремились передать массовость, подчеркивая, таким образом, значимость простых людей и национальных традиций.

Характерной чертой нового стиля стало использование архитектурного ордера в сочетании со скульптурными изображениями спортсменов, трудящихся, портретов вождей, военных и сцен из жизни рабочего и крестьянского народа.

«Ампирность» присутствовала и в знаменитых сталинских высотках, которые лишь на первый взгляд были повторением высотных зданий Манхеттена, Кливленда, Детройта и Чикаго. Советские архитекторы всегда подчеркивали, что между небоскребами США и московскими «семью сестрами» существует лишь поверхностное сходство, так как американские постройки не несут той эмоционально-идеологической нагрузки, которая отчетливо видна в московских «аналогах». Гигантомания, присущая сталинскому ампиру, и патриотическая направленность декора фасадов в сочетании с классическими ордерами, ярусами, башнями, реалистической скульптурой, мозаикой и пародийными элементами различных псевдостилей не только прославили «семь сестер», но и возвели советскую архитектуру на совершенно новый уровень.

В послевоенные годы началось активное восстановление разрушенных городов. Сталинский ампир предполагал ансамблевую застройку городских площадей и улиц. Каждый отдельный дом являлся синтезом архитектурного, скульптурного и живописного искусств.

Помимо внешних проявлений, сталинский ампир активно использовался в интерьере зданий от жилых построек до станций метрополитена. Главными признаками ампирного стиля считались, в первую очередь, высокие потолки, украшенные лепниной, с изображением серпа и молота, герба и пятиконечных звезд, застекленные двери, светильники и наличие эркеров в архитектуре жилых домов.

Наиболее известные сооружения в стиле сталинского ампира

Наряду со сталинским неоклассицизмом, сталинский ампир широко использовался как при постройке жилых домов, так и общественных строений: театров (Новосибирский и Челябинский театры оперы и балета), институтов (МГУ), станций московского и петербургского метрополитена, а также площадей (Лубянская, Суворовская) и проспектов (Московский, Стачек).

Искусствоведы отмечают, что наиболее ярко сталинский ампир проявил себя именно в оформлении станций метро, с их просторными помещениями (проявление гигантомании) и обильно украшенными стенами и потолками. Олицетворением сталинского ампира считаются петербургские станции метро красной (первой) ветки от Автово до Площади Восстания и московская Сокольническая линия.

Среди административных зданий того периода особого внимания заслуживают мощные «высотки», возведение которых началось после 1947 года, опять же по предложению Иосифа Сталина (здания МГУ, МИДа и двух московских гостиниц: «Украина» и «Ленинградская»). Образцом нового стиля также считаются павильоны, выстроенные по случаю Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с их «ампирным» орнаментом, позолотой и обилием скульптуры.

Сталинский ампир, отразивший в своих величественных зданиях идеи оптимистического восприятия жизни и веры в светлое будущее, считается самым необыкновенным архитектурным явлением XX века, поскольку только благодаря строгим канонам нового стиля и твердой позиции руководства страны, архитекторам в своих сооружениях удалось передать систему ценностей коммунизма и своеобразного советского «империализма».