Говоря об архитектуре, Алвар Аалто подчеркивал, что ее первоисточник – в живописи. Художник свободен, он сам создает форму и пространство (или иллюзию формы и пространства), не будучи ограниченным требованиями функциональности и конструктивности. Архитектура Аалто стремится к такой же свободе, избегая всего, что угрожает перерасти в «систему».

Вилла Майреа напоминает кубистский коллаж, в котором свободно сочетаются объекты, обладающие собственными значениями и ассоциациями. Колонны – это деревья; подшитые деревянными рейками стены напоминают традиционное жилище финского фермера; балюстрада создана по мотивам японского храма.

Уже сама работа над проектом виллы Майреа шла не по плану. Некоторое время строительство шло по первоначальному проекту, но по прошествии некоторого времени Аалто разочаровался в нем и решил переработать. Со стороны заказчиков, Харри и Майре Гуллисхен, возражений не последовало. Они поощряли творческие искания архитектора и не боялись самых рискованных экспериментов с его стороны.

Аалто не стал полностью отказываться от проекта и начинать с чистого листа. Он сохранил эскизный проект, но радикально изменил планировку, сумев соединить в новом варианте внешнюю бессистемность со строгой последовательностью в основе проекта. Вилла представляет собой здание Г-образной формы. Два крыла, одно — для семьи заказчиков, другое – для живущей с ними прислуги разделены зоной прихожей и столовой. Крыша столовой не ограничивается внешними стенами и выходит в сад, примыкая к традиционной финской сауне, рядом с которой располагается бассейн — центральный элемент заднего двора.

Для того, чтобы оценить богатство фантазии, нашедшей воплощение в этом проекте, достаточно даже краткого обзора семейного крыла. Пространство нижнего этажа разделено на несколько зон. Зона гостиной с изысканным камином в углу отделена от развлекательно-музыкальной зоны извилистой линией, идущей по полу. Окна развлекательной зоны выходят на подъездную аллею. В зоне библиотеки, также расположенной в другом углу, акцент сделан на книжных шкафах, на первый взгляд расположенных совершенно хаотично. Угол напротив занят зимним садом, стены которого отделаны окрашенным камнем. Использованные в дизайне естественные формы и материалы настолько разнообразны, что в них нет и намека на скучную традиционность, при том, что общий контур здания квадратный, а колонны расположены по классической схеме. Но и здесь нет единообразия: каждая колонна чем-то отличается от другой, несмотря на то, что кроме одной бетонной колонны, все остальные – стальные округлой формы, без всяких видимых причин расположенные по то по одной, то по две или три рядом.

На верхнем этаже исчезает даже намек на какую-либо системность. Игнорируя прямоугольный контур нижнего этажа, несущие стены ретируются назад, оставляя значительное пространство крыши под открытые террасы. Здесь расположилась студия Майре Гуллихсен, созданная по канонам органической архитектуры. Обшитой деревом студии, наоборот, будто не хватило места на крыше, и поэтому она выдается за стены нижнего этажа и поддерживается двумя внешними колоннами, одна из которых – двойная. Колонны первого этажа не ограничиваются отведенным им пространством и переходят на второй этаж. И все бы ничего, если бы не планировка верхнего этажа, совершенно не рассчитанная на это вторжение. В результате, одна из колонн, например, гордо возвышается посреди спальни владельцев виллы.

В стиле Аалто, помимо невероятной свободы, чувствуется влияние финской природы, ее лесов и озер. Урбанистические мотивы ему чужды. И все же, несмотря на ярко выраженные национальные черты этот шедевр по праву принадлежит всемирному архитектурному наследию. Создание виллы Майреа, заставившее переосмыслить принципы конструктивности и функциональности, стало поворотным моментом в истории модернистской архитектуры.