Одной из самых сильных реакций на беспорядок, формальность и художественное возрождение викторианского периода был модерн — стиль искусства, который пронесся по Европе между 1890 и 1905 годами. Его природные мотивы и извилистые изгибы преобразили архитектуру городов от Праги до Парижа, и это движение оказалось богатым источником местных вариаций, включая более прямолинейные стили, которые прижились в Австрии.
Несколько разных влияний заставили художников создать стиль модерн. Один пришел из идей Уильяма Морриса и Джона Раскина, которые отреагировали на викторианское искусство призывом к меньшему беспорядку и большему исследованию естественных форм. Другой была новая мода в Европе на японское искусство с его сильным графическим содержанием и богатыми цветами. Третьей была работа чешского художника Альфонса Мухи, чьи плакаты, широко используемые в крупных международных центрах, таких как Париж, стимулировали моду на извилистые изгибы, изображения цветов и изображения чувственной женской красоты.
Графические корни
Графика была областью, в которой мотивы ар-нуво могли быть разработаны и развиты, и еще одно сильное влияние оказала обложка книги для тома под названием «Городские церкви Рена», разработанная архитектором А. Х. Макмердо. Этот дизайн, датируемый 1883 годом, украшен яркими монохромными цветами и сильно изогнутыми стеблями и листьями. Поскольку он появился на обложке книги об архитектуре, которую, должно быть, купили многие британские архитекторы, он оказал сильное влияние на изгибы и формы архитектурного модерна.
Кризис искусства в Вене произошел примерно в 1898 году, когда группа художников откололась или отделилась от истеблишмента, чтобы сформировать движение под названием Сецессион. Самым выдающимся архитектором группы был Джозеф Мария Ольбрих, который, частично под влиянием шотландца Чарльза Ренни Макинтоша, разработал сильный прямолинейный стиль, украшенный контрастирующим плавным орнаментом в стиле модерн. Самая известная работа Ольбриха — здание Сецессиона в Вене, где группа проводила выставки. Он имеет купол, покрытый орнаментом из лавровых листьев.
Архитекторы улавливали эти влияния по-разному. Француз Эктор Гимар исследовал использование красочных материалов, таких как фаянс, и преобразил Париж с помощью драматических изогнутых металлических конструкций входов на станции метро. Бельгиец Генри ван де Вельде начинал как художник и книжный дизайнер, прежде чем привнести длинные изгибы стиля модерн в отделку стен и структурные детали, такие как формы крыш. Другой бельгиец, Виктор Орта, пошел по его стопам. Этот стиль также распространился в Германии, где он был известен как югендстиль. Дальше на восток такие города, как Прага, Москва и Рига, стали центрами украшения в стиле модерн.
В Англии движение оказало большее влияние на дизайн продукта, чем на архитектуру. Одной из областей, в которой он имел влияние, была гончарная промышленность, и такие фирмы, как Doulton, производившие вазы и другую керамику для дома, а также керамическую плитку для зданий, оказали большое влияние. Их плитка оказалась популярной для внешней облицовки зданий от фабрик до магазинов, а некоторые из их дизайнов содержали мотивы в стиле модерн, такие как листва, сердца и изгибы хлыста.
Ар-нуво и ремесла
Хотя большинство зданий в стиле модерн имели обычные конструкции, движение использовало преимущества как ремесленных, так и промышленных технологий для своих декоративных работ. Декоративная плитка была обычным явлением в зданиях в стиле британского модерна, в то время как в конструкциях французского модерна, таких как входы на станцию парижского метро (ниже), творчески использовались изделия из железа, с декоративными панелями, изогнутыми перилами и навесами с металлическим каркасом. Искусство письма и типографики также составляло важный элемент входов на станцию.
Искусство модерн
В Шотландии был крупный архитектор в стиле модерн Чарльз Ренни Макинтош. Самым известным из его потрясающих зданий является Школа искусств Глазго. Его стиль основан на прямых линиях и тщательном узоре. Прямолинейная форма модерна Макинтоша очень похожа на австрийскую версию стиля. Известный как сецессионист, дизайн и архитектура австрийского fin de siècle очень своеобразны.
«… ужасающая и съедобная красота архитектуры в стиле модерн». Сальвадор Дали
Городской стиль
Влияние стиля модерн было самым сильным в городах, где он наиболее широко использовался для дизайна домов высшего класса и таких зданий, как отели, где хороший, современный декор был в большом почете, чтобы привлечь богатых и искушенных. клиенты. Его изгибы были более полезны для украшения, чем для планировки зданий, большинство из которых имеют стены и перегородки, состоящие из прямых линий и прямых углов. Но один архитектор, находящийся под сильным влиянием ар-нуво, продвинул идею использования кривых дальше, чем кто-либо другой. Антонио Гауди, великий каталонский архитектор, работавший в Барселоне, был совершенной личностью. Его здания с их изогнутыми стенами, столбами, похожими на сталагмиты, красочной мозаикой из плитки и окнами неправильной формы не похожи ни на одну другую работу архитектора.
На эксцентричные и неправильные формы Гауди с их широкими изгибами очень сильно повлиял модерн и его каталонское воплощение, известное как модернизм. Необыкновенные многоквартирные дома Гауди, его причудливые и красочные садовые постройки и его великая церковь Святого Семейства составляют одно из самых впечатляющих произведений любого архитектора. Они были бы невозможны без корней в стиле модерн.
Проходящая мода
Модерн был недолговечным движением. Его расцвет прошел к 1905 году, хотя в последующие годы некоторые проекты продолжали демонстрировать влияние ар-нуво. Но это было более важно, чем предполагает его короткая мода, потому что это был способ сделать решительный разрыв с прошлыми формами и художественным возрождением, которые доминировали в предыдущие десятилетия. Он восстановил представление о шоке от нового в архитектуре и подготовил архитекторов и заказчиков к еще более шокирующей архитектуре 20-го века.