Неолитическое искусство — это наша визуальная запись зарождения цивилизации. В этой статье будет рассмотрен вопрос «что такое неолитическое искусство?»
Новый каменный век: когда был неолит?
Прежде чем мы рассмотрим неолитическое искусство, краткий контекстуальный фон периода неолита даст нам больше понимания. Неолитический век был последней частью каменного века, его также называют «новым каменным веком». Это произошло приблизительно между 10 000 и 3 000 годами до нашей эры.
Слово «неолит» происходит от греческих слов néos, означающих «новый», и lithos, означающих «камень». Английский ученый Джон Лаббок ввел термины «неолит» и «палеолит» в 1870-х годах, последний из которых был ранней частью каменного века, также называемого «старым каменным веком».
Между эпохами неолита и палеолита был мезолитический каменный век, что означает «средний» каменный век.
Система трех возрастов
Каменный век попадает в более широкую категорию доисторических времен, поэтому давайте ненадолго уменьшим масштаб и посмотрим, где мы находимся. Система трех веков, начатая в 19 веке, использовалась в качестве археологического инструмента датирования для разделения предыстории на три соответствующих периода, а именно: каменный век (ок. 2,6 миллиона лет назад до 3000 г. до н. э.), бронзовый век (ок. , 3000 г. до н.э. до 1300 г. до н.э.) и железный век (1300 г. до н.э. до 900 г. до н.э.).
Эта категоризация облегчила жизнь не только археологам и ученым, но и всем, кто стремится понять историю и эволюцию человека. Хотя были и другие ученые, которые ввели систему деления на предысторию, датчанин Кристиан Юргенсен Томсен, директор Королевского музея скандинавских древностей, усовершенствовал этот метод классификации.
Он изложил эту систему в 1837 году в одном из своих эссе под названием Kortfattet Udsigt over Mindesmærker og Oldsager fra Nordens Fortid (1837) («Краткий обзор памятников и древностей скандинавского прошлого»). Это эссе было частью собрания томов, опубликованных Датским королевским обществом древних скандинавских рукописей под названием Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed (1836 г.) («Руководство по скандинавской древности»).
Метод Томсена имел важное значение, поскольку он классифицировал различные материалы доисторических времен, а именно камень, бронзу и железо.
Кроме того, эти разные периоды существовали в разных частях мира. Например, одними из первичных неолитических регионов были Месопотамия, Левант, Северная Африка, Азия, Западная и Северная Европа и другие. Периоды времени также варьировались между регионами.
Неолитическая революция
Период неолита ознаменовал собой начало изменений в цивилизации, это было названо неолитической революцией. Этот термин был введен австралийским археологом Вером Гордоном Чайлдом в начале 1900-х годов. Использование Чайльдом термина «революция», возможно, могло исходить из постулатов марксизма, которые повлияли на него.
Важно отметить, что большинство изменений в эти доисторические периоды происходили постепенно, а не в одночасье. Кочевой образ жизни по-прежнему оставался заметным, и с неуклонным прогрессом росло земледелие, что привело к появлению поселений. Концепция «революции» Чайльда также подверглась критике со стороны различных археологов, поскольку она могла быть «вводящей в заблуждение».
От образа жизни охотников-собирателей произошли новые изменения в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном образе жизни. В период палеолита люди использовали каменные и костяные орудия труда, но они были простыми по форме. Произведения искусства существовали в этот период, но они также были в зачаточном состоянии, из натуральных материалов и пигментов.
Период мезолита постепенно стал более развитым с полированными инструментами, а также с зарождением сельского хозяйства и поселений. Затем это стало периодом неолита, когда поселения были постоянными, люди занимались сельским хозяйством, выращивали зерно, приручали животных и занимались различными домашними делами, такими как ткачество, гончарное дело и шитье. Это, безусловно, был «революционный» период в человеческой эволюции, потому что он заложил основу для того, чтобы люди поселились и жили в более постоянной среде.
Этот образ жизни, по сравнению с кочевым образом жизни, неизбежно изменил человеческое поведение и, в свою очередь, повлиял на все сферы жизни, включая искусство и то, для чего оно было создано.
Что такое неолитическое искусство?
Как мы обсуждали выше, период неолита пришелся на период между 10 000 и 3 000 годами до нашей эры. Он положил начало многочисленным новым событиям в социальной и культурной жизни. Проясняя определение неолитического искусства, мы обсудим различные связанные с ним характеристики ниже.
Характеристики произведений искусства эпохи неолита
Характеристики, которые мы выделяем для неолитического искусства, сильно отличаются от типов характеристик, которые мы выделяем для художественных движений, таких как Ренессанс. Неолитическое искусство, в первую очередь, выполняло несколько функций, связанных с едой, сельским хозяйством, ритуалами, украшениями или любыми другими целями, связанными с неолитической жизнью.
Кроме того, неолитическое искусство не было отдельным аспектом различных неолитических культур, поэтому мы также рассмотрим культурные характеристики, которые определяют произведение искусства.
Основные изменения, произошедшие за это время, заключались, в частности, в повышении безопасности с точки зрения безопасности и продуктов питания. Вместе с этим росло население и люди селились общинами или «небольшими племенами». Это также давало людям ощущение места и территории, что неизбежно увеличивало их отношение к своему окружению, например, жилым помещениям, инструментам, предметам и друг другу.
Это следует из того, как люди относились друг к другу, происходило увеличение иерархических структур. Еда также обычно поддерживалась и хранилась на более общем уровне, а не индивидуально в домашнем хозяйстве. Кроме того, были также места для ритуалов, которые, очевидно, были связаны с почитанием урожая и изменениями климата.
Особое внимание уделялось женским и мужским качествам, и мы заметим это в неолитической скульптуре женских фигурок в эти периоды.
Культы и шаманизм также были частью культур, и некоторые животные имели большее значение, чем другие. Сфера религии и ритуалов в доисторические времена сложна, и важно отметить ее обширность во всех регионах и важность, придаваемую различным божествам и концепциям божественного.
Неолитические произведения искусства
Неолитические произведения искусства состоят в основном из глиняной посуды, терракотовых скульптур, статуэток, различных мелких предметов, которые использовались в качестве украшений, неолитических рисунков, таких как гравюры и настенные росписи, пиктограммы и, в первую очередь, мегалитических сооружений — подумайте о Стоунхендже (мы доберемся до этого). Неолитическая скульптура также создавалась с помощью новых техник, таких как лепка из глины и обжиг, а не просто резьба.
Ниже мы обсудим некоторые выдающиеся художественные произведения, от керамики, черепов до мегалитических сооружений. Мы также обсудим важные археологические памятники, где были обнаружены обширные коллекции произведений искусства, что дает нам наглядное представление о роли, которую искусство играло в неолитических сообществах.
Имейте в виду, что, хотя это касается лишь нескольких избранных примеров произведений искусства эпохи неолита, существует значительное количество произведений искусства, раскопанных в этот период искусства.
Чатал-Хююк
Чатал-Хююк, также известный как Чатал-Хойюк, является археологическим памятником в Турции недалеко от одного из крупных городов под названием Конья. Это место было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году. Это место наполнено свидетельствами не только охотников-собирателей, но и людей, которые селились и жили общинами. Сообщается, что тысячи лет назад эти места населяли от 6000 до 8000 человек.
Участок состоит из различных зданий из сырцовых кирпичей, они были построены очень близко друг к другу, на самом деле люди передвигались по крышам и входили в свои жилые помещения через отверстия или двери в крыше, некоторые двери были также на крыше.
Стены внутри домов обычно были оштукатурены, а комнаты содержались в чистоте. Кроме того, в жилище также было до двух комнат с дополнительной комнатой, которую можно было использовать для хранения вещей.
На этом участке также были обнаружены разнообразные произведения искусства, например, фрески на стенах внутри и снаружи домов.
Темой для этих росписей были в основном геометрические узоры и фигурные формы. Фигурные формы часто представляли собой животных с некоторыми включенными человекоподобными формами. Примером этого является неолитическая настенная живопись в здании 80, Чатал-Хююк, среди многих других подобных изображений.
Некоторые примеры этого включают стервятников у мертвого трупа и то, что выглядит как два журавля, обращенные друг к другу, с лисой позади них. Характерная поза или изображение этих фигур были описаны как «растопыренные», потому что мы часто замечаем, что их головы не изображены или у них нет рук или ног.
На этом месте также были найдены женские глиняные фигурки, например, популярная Сидящая женщина из Чатал-Хююка (ок. 6000 г. до н.э.). На нем изображена женщина, сидящая между двумя кошачьими фигурами, возможно, двумя подлокотниками с головами кошачьих фигур. Некоторые источники предполагают, что она также может сидеть на кошачьих фигурках. Неясно, что это за кошачьи фигуры — возможно, это были леопарды, львицы или пантеры. Фигурка изготовлена из обожженной глины, также реставрированы правый подлокотник и голова.
Статуэтка в настоящее время находится в Музее анатолийских цивилизаций, расположенном в городе Анкара, Турция.
Эти женские фигурки были популярными формами неолита и связаны с женскими божествами, однако ведутся споры о важности женских божеств по сравнению с мужскими божествами, и источники также указывают, что оба пола имели равный статус. Кроме того, было раскопано около 2000 фигурок, преимущественно состоящих из животных.
Статуэтки также были найдены в разных частях домов, например, одни в мусорных ямах, другие в стенах или полах. Целью этих фигурок может быть удача или отпугивание злых духов. Вышеупомянутая Сидящая женщина из Чатал-Хююка была извлечена из зернового бункера.
Иерихон
Палестинский город Иерихон — еще одно место, где были найдены иерихонские черепа (9000–6000 гг. до н. э.) и другие подобные черепа. Уникальность этих черепов в том, что это оштукатуренные человеческие черепа. Много было мужчин, но были и женщины и дети.
Считается, что черепа связаны с ритуальными и религиозными практиками погребения мертвых. Когда люди умирали, их хоронили под полом, и их черепа часто замазывали ракушками, помещая в оставшиеся глазницы, а иногда на них рисовали человеческие черты, такие как волосы.
Есть и другие источники, которые предполагают, что черепа предназначались для «охоты за головами», и в этом случае они были бы «трофеями». Другие предположения указывают на то, что черепа предназначались для почитания умерших предков или в память об умерших близких, когда их «изображение» (в данном случае их череп) было намазано и украшено, чтобы оно выглядело более реалистично. Черепа были найдены и во многих других местах, например, в Нахаль-Хемаре, Телль-Рамаде, Бейсамуне, Кфар-Хахореше и других.
Точная причина появления этих черепов различна, но, судя по имеющимся данным, это ранние примеры того, что считается портретной живописью в искусстве.
Неолитические мегалитические сооружения и произведения искусства
По мере того, как мы переходим от упомянутых выше памятников неолита, мы переходим к тому, что, вероятно, является одним из самых захватывающих аспектов неолитического искусства: неолитическим мегалитам. Их можно найти во многих регионах мира, и многие из них широко известны в таких регионах Европы, как Англия и Ирландия.
Стоунхендж
Стоунхендж (ок. 2550–1600 гг. до н. э.) находится в Англии, на равнине Солсбери, графство Уилтшир. Это одно из самых больших построенных доисторических сооружений, состоящее из множества больших камней, расположенных по кругу; есть внешний круг и внутренний круг. Внешний круг состоит из камней, стоящих вертикально, каждый с горизонтальной перемычкой. Камень изготовлен из сарсенового камня, распространенного в Англии песчаника.
Камни имеют высоту около 13 футов, ширину около семи футов и весят более 20 тонн каждый.
Внутри этого кольца находятся пять сарсеновых трилитонов (трилитон — это сооружение, состоящее из двух вертикальных камней рядом с другим, с горизонтальным камнем поверх обоих), они имеют форму подковы и весят около 50 тонн. Мы также увидим различные синие камни во внешнем и внутреннем круге сарсеновых камней.
Сообщается, что Стоунхендж был построен в три этапа, хотя есть споры о точности того, когда именно эти этапы имели место. Первая фаза длилась около 3100 г. до н.э., вторая фаза — около 3000 г. до н.э., а третья фаза — около 2600 г. до н.э., это также была самая длинная фаза и длилась примерно до 2400 г. до н.э.
Это было монументальное мероприятие, и до сих пор ведутся споры о том, как и кем было возведено это древнее сооружение.
Что касается функции Стоунхенджа, то, возможно, он служил религиозным и церемониальным целям. Его ориентация направлена на восход солнца в день летнего солнцестояния, что еще раз указывает на его назначение. В 1986 году он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эйвбери
Есть и другие каменные памятники в близлежащих регионах, например, памятники Эйвбери в Уилтшире, Англия. Это три каменных круга, расположенных вокруг деревни Эйвбери. Это также часть хенджа, насыпи с рвом, окружающим камни. Внешний круг имеет размеры 1088 футов, а внутренний круг из камня имеет размеры около 322 футов на северной стороне и около 354 футов на южной стороне.
Он был построен примерно между 2850 г. до н.э. и 2200 г. до н.э. Это часть связанных объектов всемирного наследия, частью которых является Стоунхендж. Также ведутся широкие споры о строительстве Эйвбери и его цели. Многие ученые и не ученые высказали идеи относительно назначения этого сооружения, некоторые говорят, что оно, скорее всего, предназначалось для ритуальных и церемониальных целей.
Бру-на-Бойн
Бру-на-Бойн, что означает «Дворец Бойнов» или «Долина Бойнов», находится в графстве Мит, Ирландия. Его также называют гробницами долины Бойн. Он включает в себя три основных кургана или проходных гробницы, а именно: Ньюгрейндж (ок. 3300–2900 гг.), Ноут (ок. 3200 г. до н.э.) и Даут (между 3200–2900 гг. До н.э.).
Они расположены недалеко от реки Бойн и примерно в 40–50 км к северу от Дублина. Это место было объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году. Комплекс Бру-на-Бойн является домом для многочисленных неолитических изгородей, камней, гробниц, курганов и других сооружений, связанных с церемониями и ритуалами.
Интересный факт о комплексе Бру-на-Бойн указывает на то, что он был построен до пирамид в Египте.
Мы также найдем обширные знания и применение астрономии, такие как курган Ньюгрейндж и его проход. Курган (размером 249 футов в ширину или поперек конструкции и 39 футов в высоту) был построен из слоев камня и земли с проходом, ведущим примерно на 60 футов в центральную часть внутри горы. Проход внутри камеры выравнивается, когда солнце встает в день зимнего солнцестояния. Камера внутри освещается ориентировочно на 17 минут.
Еще одним важным аспектом этих курганов является их неолитическое наскальное искусство или наскальные рисунки.
Это важные примеры, которые рассказывают нам об искусстве периода неолита в Ирландии. Существуют геометрические мотивы в различных узорах, а именно спирали, круги, дугообразные формы, шевроны, различные линии, такие как параллельные линии, ромбы и радиальные.
Тройная спираль или форма «трискеле» — одна из распространенных форм, которые мы видим на ирландских мегалитах. Среди ученых ведутся широкие споры о назначении этих рисунков: одни говорят, что они символические, а другие говорят, что они декоративные.
Неолитическая керамика и керамика
Было четыре периода, которые классифицировали неолитическую керамику и керамическое производство на Ближнем Востоке, в регионе Месопотамии. А именно, период Хассуна (ок. 7000–6500 до н. э.), период Халаф (ок. 6500–5500 до н. э.), период Убайд (ок. 5500–4000 до н. э.) и период Урук (ок. 4000–1300 гг. до н. э.). до нашей эры).
Период Хассуна был назван в честь археологических раскопок под названием Телль Хассуна в Ираке.
Это было место, где жила неолитическая культура Хассуна. Керамика с этого места была разделена на три этапа, а именно: архаический Хассуна, стандартный Хассуна и самаррский. К характеристикам керамики относится кремовая окраска с прорезанными узорами.
Период Халаф был назван в честь Телля Халафа в Сирии. Характеристики керамики включали более широкую цветовую гамму с животными и геометрическими узорами. Керамика халаф считалась довольно технически продвинутой в своем производстве.
Когда мы смотрим на период Убайд, названный в честь археологических раскопок Телль аль-Убайд, расположенных в Уре в Ираке. Керамика этого периода также имела кремовые и коричневые цвета с узорами, состоящими из зигзагов, шевронов и других геометрических мотивов. Керамика в этот период также характеризовалась как более простая.
Последний имевший место период Урук был назван в честь Урука, города в Шумере.
Гончарный круг упростил производство глиняной посуды. Печи также были усовершенствованы. Керамика в этот период казалась более монохромной с меньшим количеством декоративных мотивов на сосудах. Если бы были украшения, они выглядели бы как так называемые «ромбовидные» мотивы. Также была большая коллекция глиняной посуды того периода различных форм и размеров, подходящих для разных продуктов и потребностей. Различные кувшины и вазы имели большие животы (корпуса), более короткие шеи и большие отверстия или рты.
Керамика и керамика эпохи неолита в Китае были функциональными по своей природе и имели различные характеристики по мере развития периода неолита.
В ранний период неолита глиняную посуду делали из глины и обжигали в основном на кострах, и они были красного цвета. Керамика также изготавливалась вручную методом намотки. Кувшины были более заметны в период среднего неолита в Китае, например, амфоры.
Они также были красного цвета и имели различные вырезанные узоры. В других регионах Китая некоторая керамика была черного цвета из-за закалки древесным углем. В более поздние периоды неолита в Китае все чаще полировали и украшали геометрическими узорами. В период неолита существовало множество различных китайских культур, и производство керамики и скульптуры развивалось уникальным и сложным образом.
Существовали также различные культурные и социальные факторы, которые позволили этому неолитическому искусству развиваться и совершенствоваться не только как утилитарный объект, но и как форма мастерства.
От нового каменного века к современности
Неолит или новый каменный век превратился в бронзовый век, который начался с появлением большего числа людей, использующих бронзу. Это началось около 3300 г. до н.э. и продолжалось примерно до 1200 г. до н.э. Был широкий спектр произведений искусства, не говоря уже об обширной резьбе по бронзе, но керамика также развивалась более эстетично. Записи первого типа письма были обнаружены и в эту эпоху.
Мы также обнаружим, что каменный век возродился в нашу современную эпоху благодаря различным художникам, которые воспроизводят чудовищность неолитических мегалитов в повседневных предметах, например, GreenScreenRefrigeratorAction художника Марка Леки (2010).
Другие примеры или «возвраты» к временам неолита можно увидеть в лэнд-арте 1970-х годов, например, в инсталляциях Нэнси Холт под названием « Солнечные туннели » (1976). Эти сооружения, четыре бетонных цилиндра, были возведены в пустыне Большого Бассейна штата Юта и соответствуют восходу и закату летнего и зимнего солнцестояния, напоминая об астрономических и церемониальных качествах, которые мы видим в искусстве периода неолита.
Период неолита был обширным и сложным, он охватывал многие регионы и состоял из многих народов, которые постепенно перешли от образа жизни охотников-собирателей к более оседлому образу жизни, включая земледелие и сельское хозяйство, а также приручение животных. Мы почти можем сказать, что эпоха неолита подготовила почву для того, как мы живем сегодня, в сообществах и оседлой среде.