Как член Унитарной церкви в Оак-Парке, Френк Ллойд Райт был выбран в качестве архитектора для их нового здания. Он был воспитан в вере, и его дядя, Дженкин Ллойд Джонс, был самым известным унитарным проповедником в округе.
В своем проекте для церкви Райт отклонил традиционные модели церковных зданий, предлагая вместо этого квадратное пространство, в котором прихожане могли собраться вокруг проповедника: это было в его глазах «откровенное возрождение формы древнего храма».
В дополнение к главному помещению для богослужений, также требовались помещения для социальных и образовательных потребностей прихожан. Райт назвал эту часть здания Домом Единства. Он расположил эти два основных элемента по обе стороны от главного входа — полностью воплощенная версия двухполярного плана, присущего административному зданию компании «Ларкин» (Larkin Building), построенному ранее в 1904 году в Нью-Йорке. Проекты этих зданий разделяют другие ключевые особенности интровертного плана, разработанного для сохранения покоя во внутреннем пространстве здания, расположенного на оживленном угловом участке. Однако, в Храме Единства внешний вид здания отображает, а не маскирует его внутреннюю организацию, и именно здесь Райт почувствовал, что внутреннее пространство впервые выступает как основа для архитектуры.
Помещение для богослужений – это идеальный в плане квадрат, который Райт ловко превратил в короткий греческий крест, благодаря размещению по углам квадратных опор. Угловые лестницы ведут к балконам, которые занимают три стороны квадрата, а на четвертой стороне располагаются кафедра проповедника, хор и ниша для органа. Квадратные окна, расположенные в потолке сеткой 5х5, а также верхний ряд окон хорошо пропускают в центральное пространство дневной свет. Использование стекла в потолочных окнах бледно-желтого цвета, Райт позже объяснял как свое желание «дать помещению ощущение счастливого безоблачного дня». Это внутреннее святилище образовано изящно организованной сменой горизонтальных уровней, света и пространства и ведет через короткие лестничные пролеты на приподнятую платформу и лоджию, которые связывают Храм Единства и Дом Единства.
Входя в здание, вы оказываетесь в полутьме, на одном уровне с Домом Единства, и на половину ниже уровня первого этажа храма, под которым находятся полуподвал с гардеробными и кладовыми. Проход в Дом Единства открыт и акцентирован на большом камине, как в «Домах Прерий», в то время как в храм он прикрыт стеной, которая направляет вас к угловым входам. Проходя далее, вы обнаруживаете темные проходы, названные Райтом «монастырскими», отсюда узкая лестница ведет вас наверх, к свету в зал богослужений. Райт мастерски организовал путь следования прихожан, направляя их после службы по обе стороны от кафедры проповедника, к спуску по лестницам, которые изначально скрыты от взгляда при входе.
Внешне Храм Единства — почти монолитная конструкция из железобетона. Внутренне, на полном контрасте, Райт преобразовал весь объем в безукоризненную пластичную композицию. Переплетая линии и плоскости и маскируя или устраняя традиционные выражения конструктивных элементов, он убрал визуальное ощущение веса здания. Новое единство пространства, света и взаимопроникающих плоскостей, абстрактных и концептуальных, было подходящим выражением религиозных и философских идеалов сторонников унитаризма.
Позднее это здание нашло свое отражение в работах художественно-архитектурного объединения в Голландии «Dutch De Stijl» (например, в доме «Schröder»). Здесь, как и в большей части работ Райта, осевая симметрия по-прежнему лежит в основе организации пространства.