Искусство Месопотамии

Месопотамию часто называют местом зарождения цивилизации, поскольку первые записи письменной истории можно проследить до этого региона. До сих пор существуют месопотамские артефакты времен охотников-собирателей, а также образцы древнего месопотамского искусства бронзового века и различных империй. Давайте подробнее рассмотрим историю и искусство Месопотамии.

Ранние культуры месопотамского искусства

Регион, ныне известный как Ирак, когда-то назывался Шумером в раннем бронзовом веке. Несмотря на то, что самые ранние зарегистрированные исторические события относятся только к 2900 г. до н.э., современные ученые считают, что Шумер был впервые заселен людьми, называемыми убайдцами, где-то между 4500 и 4000 г. до н.э.

Они были первыми, кто занялся трудолюбивым производством каменной, металлической, кожевенной и ткацкой промышленности, первыми развили торговлю и первыми осушили участки болот для сельскохозяйственных нужд.

На берегу Персидского залива находился город Эриду, считавшийся первым городом в мире. Он был домом для трех культур, которые объединились из-за их общего географического положения: рыбаков, кочевых пастухов, говорящих на семитских языках, и убайдских земледельцев. Все эти три группы были специалистами по производству продуктов питания, что в конечном итоге привело к избытку продуктов, которые можно было хранить.

В отличие от охотников-собирателей, эта способность производить и хранить пищу означала, что вместо постоянной миграции в поисках ресурсов люди могли селиться на одном месте. С избытком продовольствия росло население, что, в свою очередь, требовало рабочей силы, которая могла бы производить товары, услуги, ремесла и искусство для жителей.

В ранний шумерский период был разработан ранний тип письменности, называемый клинописью.

Из этого языка, а также из других древних месопотамских артефактов, таких как пиктограммы, мы можем сделать вывод, что существовало множество месопотамских художественных традиций. Глина использовалась для изготовления гончарных изделий и табличек для создания документов с использованием разработанной ими письменности в форме осоки.

Металл использовался для изготовления кинжалов, а золото и медь можно было чеканить и использовать для декоративных воротников, ожерелий и пластин.

Регион разросся до такой степени, что был разделен реками, каналами и другими географическими границами на множество независимых городов. В каждом из этих городов был храм, созданный в честь их различных божеств, и у каждого храма был святой правитель, связанный с религиозными церемониями города.

Убайдский период

Искусство Месопотамии этого периода можно узнать по характерной технике росписи керамики. Эти зигзагообразные и круговые узоры создавались в домашних условиях на медленном колесе. Со временем он стал популярным стилем во всем регионе. Именно в этот ранний период фермеры впервые основали поселение, чтобы заниматься своим сельским хозяйством.

Хотя в конечном итоге его обогнал по размерам близлежащий город Ур, он оставался влиятельным центром религиозных вопросов.

Период Урук

В этот период перехода к периоду Урук от периода Убайд акцент сместился с домашних медленных колес на работы, которые были созданы в больших масштабах на быстрых колесах группами художников-специалистов и не были окрашены. В этот период экономического роста в регионе вдоль процветающих торговых путей по рекам и каналам стало развиваться множество новых городов.

В каждом из этих городов были руководящие органы, в которых нанимались люди для выполнения определенных функций.

Месопотамские артефакты периода Урук были обнаружены на большом пространстве — от Центрального Ирана до Средиземного моря и вплоть до Таврских гор в Турции. Культура уруков оказала большое влияние на близлежащие районы из-за своего распространения через шумерских торговцев, которые в конечном итоге начали развивать свою собственную культуру и экономику, которые могли конкурировать с шумерами.

В этот период города были в основном теократическими, то есть они верили, что божество правит всем обществом, а священник был представителем бога в земных делах.

Эти святые правители также обращались за помощью к совету старейшин мужского и женского пола. Эта политическая модель оказала влияние на структуру пантеона богов позднего шумерского периода. Это был период мира, когда вокруг городов не было стен, что указывало на отсутствие необходимости в обороне, не было ни солдат, ни узаконенного насилия.

Превысив 50 000 жителей, Урук вскоре стал считаться самым современным урбанизированным городом своего времени во всем мире.

Гильгамеш

Энмебарагеси из Киша является первым зарегистрированным королем этого региона и упоминается в « Эпосе о Гильгамеше» примерно с 2100 г. до н.э., что побудило некоторых ученых предположить, что Гильгамеш, возможно, когда-то сам был царем Урука. Как показано в « Эпосе о Гильгамеше », этот период был омрачен насилием, что привело к исчезновению многих незащищенных деревень, а города становились все более обнесенными стеной.

Керамика в месопотамском искусстве

Древнее месопотамское искусство, такое как керамика, начало меняться в разнообразии и стилях в четвертом тысячелетии до нашей эры из-за определенных технологических достижений, таких как гончарный круг. Производство керамики впервые появилось в Восточной Азии где-то между 20 000 и 10 000 лет до нашей эры, но изготовление глины путем бросания ее на гончарный круг было практикой, зародившейся в Месопотамии в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Самые старые образцы глиняных сосудов относятся к эпохе меди или энеолита, разделенной на периоды, рассмотренные выше, периоды Убайд и Урук.

Эпоха энеолита

Керамика, произведенная в период Убайдов, изготавливалась на медленных колесах дома и была богато украшена. Месопотамские художники создавали кувшины, миски и вазы из обожженной глины и раскрашивали декоративные и абстрактные узоры — стиль, который распространился по всему региону. Керамика в последующий период производилась с гораздо большей легкостью и в больших объемах благодаря изобретению гончарного круга.

Аккадская империя

В период захвата аккадцами шумерских городов художники продолжали создавать вазы, кувшины, миски и многие другие керамические предметы. В основном они были неокрашенными, как керамика периода Урук, хотя на некоторых образцах изображены абстрактные узоры и рельефы.

Ур III

Во времена Третьей династии Ур все еще создавались неокрашенные керамические предметы, но в более сложных формах, создавая сосуды из глины для хранения жидкостей, а также цветочные горшки и подставки для тортов. Глиняные таблички также производились для ведения записей путем записи на них стилусами из тростника. Если текст предназначался для архивных целей, то его можно было обжечь в печи для процветания.

Планшеты также можно использовать для учета животных, рабочих, заработной платы и других повседневных административных задач.

Вавилонская керамика

Керамика, произведенная в этот период, свидетельствует о заметном возвращении к использованию абстрактных узоров, нарисованных на поверхности керамики, а также о дальнейшем увеличении набора форм, доступных для различных целей, как практических, так и эстетических. Керамические месопотамские артефакты этого периода, такие как кувшины, вазы и кубки, были обнаружены с остатками абстрактной живописи на глиняной поверхности.

Скульптура в Месопотамии

На протяжении более 2000 лет месопотамское искусство и скульптура создавались по политическим и религиозным причинам, однако методы, с помощью которых эти цели были переданы, сильно различались от одного периода к другому. Основываясь на самых последних археологических исследованиях, скульптура из Месопотамии может быть датирована 10-м тысячелетием до нашей эры, до того, как люди начали селиться и начался подъем цивилизации. Распространенными мотивами были животные и человеческие формы, а также печати с нанесенными на них изображениями и клинописью.

Скульптуры были сделаны из различных материалов, таких как камни, такие как гипс и алебастр, металлы, такие как бронза и медь, а также традиционная терракота.

Охотники-собиратели и Самарра

Все скульптуры, найденные археологами этого периода, легкие и маленькие. Это связано с тем, что охотники-собиратели были кочевниками и постоянно находились в движении. Поэтому было логично, что их скульптуры были портативными и не тяжелыми для перемещения на большие расстояния.

Когда сельскохозяйственные методы стали обычным явлением, многие художники по-прежнему предпочитали создавать небольшие скульптуры для личного религиозного или ритуального использования.

Многие из этих скульптур представляли собой фигуры плодородия, о чем свидетельствуют преувеличенные черты и пропорции женской груди, бедер и ягодиц. Ярким примером этого является найденная в Самарре женская статуэтка, датируемая 6000 г. до н.э., которая в настоящее время выставлена ​​в Лувре. Типичная для того периода, скульптура практически не отображает черт лица, рук или ног, а скорее подчеркивает репродуктивные органы женской анатомии, ее бедра даже согнуты в положении, подходящем для родов.

Скульптура периода Урук

Скульптуры периода Урук отражают такие понятия, как общение и духовность. Ярким примером этого периода поздней доисторической эпохи является прогиб Урук, датируемый примерно 3300 г. до н.э. Историки предполагают, что корыто из гипса было частью подношения, созданного для богини плодородия и любви Инанны. Внешний вид желоба Урук украшен различными священными предметами, обычно связанными с богиней, такими как рельефы тростника и животных.

Основываясь на этих наблюдениях, историки полагают, что он использовался скорее в духовных или ритуальных целях, чем в сельскохозяйственных целях.

Ранние формы нотариального заверения документов были обнаружены в этот период в виде цилиндрических печатей, вырезанных из камня и содержащих изображения животных, и ранних языковых систем. Они использовались официальными лицами или их представителями в качестве своего рода официальной подписи, раскатывая цилиндр во влажной глине, оставляя после себя графический отпечаток. Эти цилиндры также использовались в качестве украшений и были найдены в гробницах знати вместе с их ценными камнями и драгоценными металлами.

Образы с сильным повествовательным качеством были популярным мотивом того периода, что можно увидеть в цилиндрах, желобах и других образцах скульптуры того периода.

Этот период также отмечен заметным улучшением изображения человеческого тела и лица, что можно наблюдать в скульптуре примерно 3000 г. до н.э., Маске Варки или Леди Урука. Мраморная маска была названа в честь города, в котором она была найдена, и это все, что осталось от скульптуры, которая когда-то состояла из тела, сделанного из дерева, с волосами, сделанными из сусального золота, и глазами и бровями, инкрустированными драгоценностями. Как это было принято в то время, скульптуру раскрасили, чтобы придать ей более реалистичный вид, но с тех пор она выцвела.

Ранний династический период

В ранний династический период с 2900 по 2400 г. до н.э. скульпторы Месопотамии создавали произведения, основанные на старых традициях, и развивали стили, которые со временем становились все более сложными. Медь теперь была наиболее широко используемым материалом, хотя многие художники по-прежнему использовали камень и глину. Тематика скульптуры в этот период была сосредоточена на религии, социальном взаимодействии и войне.

Цилиндрическое искусство в этот период становится все более подробным, что можно наблюдать на печати, обнаруженной в гробнице королевы Пуаби.

Печать разделена на верхний и нижний регистры и изображает сцену празднования дворцового пира с королевой и ее подданными, которых можно увидеть сидящими за банкетным столом, а в нижнем регистре сидит король со своими подданными. И король, и королева кажутся крупнее своих подданных, форма визуального обозначения ранга называется иератической шкалой. На этом прекрасном образце скульптуры древнего месопотамского искусства также имеется клинопись.

Еще одна примечательная скульптура этого периода была найдена в гробнице Пуаби в Уре.

Голова быка представляла собой скульптуру из смешанной техники и состояла из золотой головы, меха из лазурита и рогов из раковин. Основываясь на похожих бычьих головах, найденных археологами на церемониальных участках, голова, скорее всего, использовалась для украшения лиры, используемой в церемониях и погребальных ритуалах, хотя большая часть лиры, найденной в гробнице Пуаби, распалась за столетия.

Скульптуры, изображающие человеческий облик, также использовались в качестве религиозных подношений в храмах Месопотамии.

Наиболее известными примерами из них являются фигуры Телль-Асмара, датированные где-то между 2700 и 2600 годами до нашей эры. Эта группа из 12 человеческих скульптур изображает богов, священников и верующих и была создана в иератической шкале, как и цилиндры королевы Пуаби.

Скульптуры, изображающие прихожан, были созданы с руками, расположенными таким образом, чтобы предложить подношение даров богам. В зависимости от положения на иерархической шкале скульптуры изготавливались из материалов от гипса до известняка и алебастра.

Общей чертой всех человеческих фигур являются большие полые зрачки, которые когда-то удерживали камни в углублениях, чтобы создать более реалистичный вид. Глаза представляли значительную духовную силу, особенно в отношении глаз богов. Одна из фигур изображает могущественного бога Месопотамии Энила и сделана из известняка, ракушек, битума и алебастра.

Аккадская Империя

Период Аккадской империи длился с 2270 по 2154 год до нашей эры, и скульптура этого периода становилась все более тематической для войны и политики, а стиль становился экспоненциально более реалистичным в изображении человеческой формы.

Большая часть скульптурного искусства Месопотамии этого периода представляет собой смесь реалистичных и стилизованных черт, как это можно увидеть на бронзовом портрете царя Саргона.

В то время как его волосы на лице и глаза стилизованы, его нос и рот созданы в натуралистическом стиле и производят впечатление уникальной личности, что было редкостью для того времени. Глаза на портрете царя Саргона полые, так как когда-то они были инкрустированы, а голова была отлита методом выплавки.

Аккадский период был периодом массовых угнетений и потрясений, что привело к очень жестокому климату.

Это можно увидеть в образцах искусства, оставшихся от той эпохи, таких как изображение Стелы Победы Нарам Сина XII века до нашей эры. Король изображен в рогатом шлеме, что означает, что он божественная фигура. Нарам Син изображен крупнее других фигур, таких как его враги и солдаты, что типично для иератического стиля. Его солдаты наблюдают за сценой с выгодной позиции, когда Нарам Син стоит на мертвых вражеских солдатах. Чтобы усилить драматизм сцены, событие было создано в высоком рельефе. Клинописный текст обеспечивает контекст в правой части панели.

Вавилон и Ассирия

Когда средний бронзовый век уступил место позднему бронзовому веку во втором тысячелетии до нашей эры, Ассирия и Вавилония стали самыми выдающимися культурами той эпохи на Ближнем Востоке. Хотя камень также использовался для скульптуры, глина была наиболее часто используемым материалом. Месопотамские артефакты этого периода в основном демонстрируют производство небольших отдельно стоящих скульптур, цилиндрических печатей и рельефов, а также недорогих лепных керамических тарелок для домашнего религиозного использования.

В период вавилонской культуры изображения людей стали более натуралистичными и менее стилизованными, чем раньше.

Ассирийцы разработали свой собственный стиль огромных и великолепно детализированных рельефов из раскрашенного алебастра или камня. Эти барельефы в основном изображали занятия, которыми занимались члены королевской семьи, такие как охота или сражения, и предназначались для размещения во дворцах. Животные, такие как львы и лошади, изображены очень подробно, в то время как люди изображены в относительно жесткой позе, но также уделяют большое внимание деталям.

Ассирийцы не создали много скульптур, на которые можно было бы смотреть со всех сторон, за исключением массивных скульптур-стражей, обычно крылатых зверей или львов, которые должны были располагаться рядом с воротами в царские помещения.

Первоначально ассирийцы находились под сильным влиянием стиля вавилонян, но начали проявлять отличительные ассирийские черты около 1500 г. до н.э.

Примером месопотамского искусства этого периода является барельеф Берни, созданный где-то между 1800 и 1750 годами до нашей эры. Эта терракотовая пластина относится к старовавилонскому периоду и изображает Царицу Ночи, обнаженную крылатую богиню, окруженную парой сов по бокам и с птичьими когтями вместо ног. Эта горельефная скульптура особенно примечательна своими размерами и своеобразной иконографией, что намекает на ее использование в культовой церемониальной обстановке.

Месопотамская и вавилонская архитектура

Для древних жителей Месопотамии архитектурное ремесло было божественным даром богов. Отсутствие подходящего строительного камня в регионе сделало глину и обожженные на солнце кирпичи предпочтительным материалом для строительных конструкций. Пилястры и колонны были обычными чертами вавилонской архитектуры, а также расписные фрески и использование эмалированной плитки.

Архитекторы Ассирии находились под огромным влиянием вавилонской архитектуры, но строили свои дворцы из кирпича и камня.

В этих ассирийских дворцах использовались ряды плит естественного цвета, а не окрашенные. Несущий архитектурный дизайн был доминирующим строительным стилем, однако на такие конструкции, как ворота Иштар шестого века до нашей эры, сильно повлияло изобретение круглых арок в Месопотамии в этот период.

Домашняя архитектура

В первые дни жизни в Месопотамии члены семьи должны были строить свои собственные дома. Большинство домов были сделаны из деревянных дверей, сырцовых кирпичей и тростника. Окон не было, так как дома обычно были несущими, поэтому единственными отверстиями в убежище была дверь.

В шумерской культуре существовало четкое разделение между общественной и частной жизнью, а это означало, что очень немногие интерьеры домов можно было увидеть прямо с улицы. В зависимости от размера семьи и социального статуса дома различались по размеру, но планировка в целом была одинаковой: пространство было разделено на одну большую центральную комнату и меньшие комнаты, построенные вокруг нее.

В период Убайда стало обычной практикой включать внутренние дворы в конструкции, чтобы помочь создать естественный хладагент воздуха, практика, которая до сих пор продолжается в современной иракской архитектуре.

Зиккураты

Каждая выдающаяся древняя культура достигла эпохи создания огромных памятников, как это можно увидеть в Египте и древних памятниках в Южной Америке и даже в Азии. Для людей месопотамской культуры одним из самых невероятных достижений было строительство своих зиккуратов. Зиккураты похожи на пирамиды, состоящие из террасных ступеней с отступающими уровнями, которые были построены путем складывания и штабелирования очень больших кусков камня. Зиккураты обычно имели храм или святилище наверху ступеней.

В эти прекрасные образцы месопотамской архитектуры вход был разрешен только священникам и другим религиозным деятелям для подношения даров и обслуживания храма, и они не были открыты для публики для поклонения или посещения. Самые старые сохранившиеся образцы архитектуры зиккурата были созданы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумерской культурой. Стиль зиккурата продолжал оставаться широко используемой архитектурной формой с четвертого тысячелетия до нашей эры до начала второго тысячелетия до нашей эры.

Прекрасным примером архитектуры зиккурата является зиккурат Чога Занбил, построенный в 1250 году до нашей эры. Он был построен в честь Иншушинака, эламского бога, царем Элама Напиришей.

Изучив значительную ширину и высоту зиккуратов, современные археологи и архитекторы предположили, что они были созданы с использованием системы шкивов и пандусов для подъема массивных кирпичей по сторонам конструкции. Топография Месопотамии становилась все более высокой, поскольку старые здания строились поверх разрушающихся старых из-за ухудшения качества высушенных на солнце кирпичей по сравнению с кирпичами, обожженными в печи.

Во времена Вавилонской и Ассирийской империй обожженные на солнце кирпичи были наиболее распространенным строительным материалом.

Политическая архитектура

Общественные месопотамские здания, такие как дворцы и храмы, были богато украшены снаружи такими элементами, как эмаль, сусальное золото и яркие краски. Многие элементы были многофункциональными и использовались для структурной поддержки и украшения, например, терракотовые панели и цветные камни, используемые для замедления износа общественных построек, а также для укрепления общественных зданий. Прочная кладка, такая как камень, стала более широко использоваться между 13 и 10 веками до нашей эры, поскольку ассирийцы использовали ее вместо обожженных на солнце кирпичей.

Краска была заменена барельефами и цветным камнем в качестве обычно используемых отделочных материалов.

Месопотамские рисунки и скульптуры, созданные при Ашурнасирпале II, Саргоне II и Ашшурбанипале, показывают нам, как месопотамское искусство росло и развивалось от яркого, но детского до сдержанного и натуралистического в эти периоды.

С 2900 г. до н.э. (ранний династический период) по 612 г. до н.э. (период Ассирийской империи) дворцы значительно выросли в сложности и масштабах. Однако эти ранние дворцы были намного больше, чем архитектура жилых домов, а также богато украшены, чтобы отличать их от домашней архитектуры.

Дворцы часто располагались как небольшие города, так как они должны были содержать целые королевские семьи, а также всех их слуг.

Эти огромные сооружения включали храмы, святилища и места для размещения и захоронения мертвых. Подобно архитектуре жилых построек, архитекторы добавили к этим помещениям внутренний двор, чтобы облегчить циркуляцию воздуха и регулирование температуры. Эти дворы также функционировали как церемониальные помещения и служили утилитарным целям.

Во времена правления Ассирийской империи дворцы стали снабжать собственными воротами, а стены были богато украшены повествовательными рельефами. Ярким примером этого стиля является альтовый рельеф на входных воротах дворца Дур-Шаррукин.

На воротах дворца, принадлежавших Саргону II, было изображено мифологическое вавилонское существо, известное как Ламассу, с телом быка, огромными крыльями и головой человека.

В других примерах этого божества его голова обращена вперед, и они носят конические шапки. Иногда это тело льва, а не быка, в некоторых версиях божество принимает женскую форму. Эти мифические существа, также известные как Шеду, встречаются в литературе и искусстве Месопотамии еще в 5500 году до н.

Структурная система, которую часто приписывают римлянам, изначально была создана месопотамскими инженерами, и это круглая арка. В то время как обычно используемые несущие стены были недостаточно прочными, чтобы выдерживать давление слишком большого количества окон или дверных проемов, за счет добавления круглых арок конструкции могли поглощать больше давления, что позволило включить в их архитектуру более крупные проемы для улучшения поток ветра и солнечный свет.

Примеры круглых арок в месопотамской архитектуре можно найти еще в восьмом веке до нашей эры, где они использовались в подъездах таких дворцов, как Дур-Шаррукин, где они использовались в центральном портале, а также в окнах слева и справа от входа.

Самый известный пример круглой арки в вавилонской архитектуре можно найти в воротах Иштар 575 г. до н.э.

Ворота сейчас находятся в Пергамском музее в Берлине, но изначально были частью Процессионного пути вавилонского города. Эти богато украшенные ворота красиво украшены лазуритом и изображают различные барельефы фигур животных и цветочные мотивы, которые каким-то священным образом связаны с Иштар, богиней войны и плодородия.