Скульптура — это трехмерное изображение, имеющее реальные формы, размещенные в реальном пространстве. Скульптура — один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения из разных материалов.

Скульптура менее «интересный» вид искусства. В памяти у зрителя, в основном остается лишь абрис монумента, часто знакомого с детства.

Скульптура сосредотачивает все свои художественные средства на передаче богатства человеческого образа. Скульптура была распространена во все времена.

В античные времена скульптуре принадлежала ведущая роль: именно в период античности разработан классический идеал красоты. В искусстве готики скульптура выступала в синтезе с архитектурой и наполняла вторую духовным содержанием. Эпоха Возрождения подарила новые жанры скульптуры — свободно стоящие статуи.

Впоследствии используется скульптура, как элемент оформления интерьера.

Только с конца 17 в. скульптура окончательно утверждается как вид искусства.

В 19ст. начале 20 ст. на развитие скульптуры влияют художественные течения.
В 20 веке скульптура развивается в 2-х направлениях: реалистической, модернистической.

Модернистическая скульптура – это прежде всего игра, эпатаж, творческая
индивидуальность.

Один из таких «художников» в России является А.Бартенев.
Произведение скульптуры создаются путем лепки в мягком материале (глине, воске, пластилине), когда художник вырезает в дереве, рубает камень, когда форма, как бы освобождается от материала. Художник лепит, валет, существует прием оттиска (тиражирование – гипсового отлива, литье из бронзы и свинца).

Лепка в мягком материале проходит на каркасе. Слово «каркас» буквально означает «скелет».

Виды скульптуры

Существуют две типа скульптуры: круглая скульптура и рельеф. Круглую скульптуру можно обойти со всех сторон, и материал обработан со всех сторон. У рельефа объем вырезан на плоской поверхности, обращен к зрителю и обработан только с одной стороны.

Барельеф («низковыпуклый») — изображение выступает над гладким фоном менее чем на половину своего объема.

Рельеф может быть углубленным. Это например, древнеегипетские рельефы.
Например, горельеф алтарь Зевса в Пергаме /180г. до н.э./

Горельеф — третий вид рельефа («выпуклый) изображение выступает на плоскости фона более чем на половину своего объема.

Очень редко встречается перспективный рельеф, где сочетаются все формы этой разновидности скульптуры: от углубленного до горельефа. Например двери баптистерия Л. Гиберти.

В Древней Руси существовал только рельеф. Круглая скульптура воспринималась на Руси языческими идолами, «болванами».

Статуи от слова «стоять». Этот вид скульптуры наибольшего развития получила в Древней Греции. Так скульптура Мирона «Дискобол», образ атлета – был представлен Поликлетом.

Именно Поликлет написал первый античный теоретический трактат «канон», в котором скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения.

Поликлет разработал прием контрапоста – контрастного расположения различных частей тела, не нарушая динамичного целого. Перенесение центра линии тяжести фигуры на 1 ногу, с изгибом средней линии – хиазм. Открыл возможности для создания динамики, равновесия. Линией красоты – образная линия поразила универсальностью Уильяма Хогарта в трактате «Анализ красоты»