Первоначально разговорный французский термин для лошади-хобби, дада, как слово, нонсенс. Однако как движение дадаизм оказался одним из революционных художественных движений в начале двадцатого века, родившимся как ответ на современную эпоху.
Дадаизм: истоки и ключевые идеи художественного течения
Во время Первой мировой войны бесчисленное количество художников, писателей и интеллектуалов, выступавших против войны, искали убежища в Швейцарии. Цюрих, в частности, был центром для людей в изгнании, и именно здесь Хьюго Болл и Эмми Хеммингс открыли Кабаре Вольтер 5 февраля 1916 года. Кабаре было местом встречи для более радикальных художников-авангардистов. Помесь ночного клуба и центра искусств, художники могли выставлять свои работы среди передовой поэзии, музыки и танцев. Ганс (Жан) Арп, Тристан Цара, Марсель Янко и Рихард Хюльзенбек были одними из первых авторов Кабаре Вольтер. По мере того как бушевала война, их искусство и выступления становились все более экспериментальными, диссидентскими и анархическими. Вместе они протестовали против бессмысленности и ужасов войны под боевым кличем ДАДА.
Реагируя на рост капиталистической культуры, войну и одновременную деградацию искусства, художники в начале 1910-х годов начали исследовать новое искусство или «антиискусство», как его описал Марсель Дюшан. Они хотели обдумать определение искусства и для этого экспериментировали с законами случая и с найденным объектом. Их искусство было основано на юморе и умных оборотах, но в самом его основании дадаисты задавали очень серьезный вопрос о роли искусства в современную эпоху. Этот вопрос стал еще более актуальным по мере распространения искусства дадаизма — к 1915 году его идеалы были восприняты художниками в Нью-Йорке, Париже и других странах — и по мере того, как мир погрузился в жестокости Первой мировой войны.
Появление реди-мейда
Одной из самых знаковых форм, появившихся среди этого расцвета дадаистского самовыражения, был реди-мейд , скульптурная форма, усовершенствованная Марселем Дюшаном. Это были работы, в которых Дюшан перепрофилировал найденные или изготовленные на заводе предметы в инсталляции. Например, в « Продвижении сломанной руки » (1964) лопата для снега подвешивалась к креплению галереи; Фонтан (1917), пожалуй, самый узнаваемый реди-мейд Дюшана, включал серийный керамический писсуар. Вынося эти предметы из предназначенного им функционального пространства и возводя их на уровень «искусства», Дюшан высмеивал арт-истеблишмент, одновременно призывая зрителя серьезно задуматься о том, как мы оцениваем искусство.
Различные формы дадаизма
Как показывают реди-мейды Дюшана, дадаисты не уклонялись от экспериментов с новыми медиа. Например, Жан Арп — скульптор, основоположник дадаизма — исследовал искусство коллажа. Ман Рэй также играл с искусством фотографии и аэрографии как с практиками, которые дистанцировали руку художника и, таким образом, включали сотрудничество с шансом. Помимо этих художественных средств, дадаисты также исследовали литературное и исполнительское искусство. Хьюго Болл, например, человек, написавший объединяющий манифест дадаизма в 1916 году, исследовал освобождение письменного слова. Освободив текст от обычных ограничений опубликованной страницы, Болл играл с силой бессмысленных слогов, представленных как новая форма поэзии. Эти дадаистские стихи часто превращались в перформансы, что позволяло этой сети художников легко перемещаться между медиа.
Восприятие, падение и распространение идеалов дадаизма
Смелые новые подходы дадаистов вызвали споры в современной культуре. Их быстрый разрыв с традицией, их страстное стремление к новому способу выражения и их готовность вернуть почитаемый мир «изящного искусства» к более ровному и эгалитарному игровому полю с помощью как юмора, так и любознательного исследования позволили художникам Дада привлечь как поклонники и противники их творчества. Некоторые видели в дадаистском выражении следующий шаг вперед в авангардном марше; другие упускали из виду значение и вместо этого рассматривали работы, такие как реди-мейды Дюшана, не как искусство, а просто как составляющие их объекты (что привело к тому, что некоторые оригиналы были отправлены в кучу мусора).
Дадаизм захватил аудиторию в 1920-е годы, но движению в целом было суждено рухнуть. Некоторые, как Ман Рэй, обнаружили, что их склонности переходят в подсознательную сферу сюрреализма; другие сочли давление на современного европейского художника слишком тяжелым, чтобы его вынести. Приход к власти Адольфа Гитлера в 1930-х годах нанес мощный удар по миру современного искусства, поскольку маниакальный деспот стремился выкорчевать корни современного искусства, области, которую он считал «дегенеративной». В результате художники-дадаисты стали свидетелями того, как над их работами насмехались или уничтожали, и таким образом предпочли сбежать из удушливого воздуха Европы в более свободный художественный климат Соединенных Штатов и других стран.
Хотя многие из этих первоначальных членов рассеялись, идеалы дадаизма остались живыми и здоровыми среди современных художников. Во многих отношениях можно увидеть возрождение нитей дадаизма. Например, в эпоху поп-арта неодадаизм представил мотивы и культурные комментарии, интерпретированные с оттенком дадаистской интриги. Но именно во второй половине двадцатого века полностью осозналось влияние дадаистского момента. В дополнение к двум крупным международным ретроспективам, посвященным творчеству дадаистов (одна в 1967 году в Париже, а другая в 2006 году на различных международных площадках), были проведены дополнительные исследования по осмыслению и сохранению их наследия.
Коллекционирование дадаизма
Несмотря на универсальность, дадаистские работы могут оказаться сложной задачей для коллекционирования. Помимо проблем подлинности, трудно определить или спрогнозировать цены, которые будут достигнуты за такие работы, и эта проблема связана с огромным разнообразием средств массовой информации. При этом можно отметить постоянство, с которым работы дадаистов превзошли ожидания на аукционах. Заметная продажа картины Марселя Дюшана Nu sur nu (1910–1911) более чем за 1,4 миллиона долларов в июне 2016 года удвоила предполагаемую цену продажи в диапазоне от 555 000 до 775 000 долларов. Ventilateur Франсуа Пикабиа(1928) был продан на Sotheby’s в феврале 2016 года более чем за 3,1 миллиона долларов, что соответствует верхней границе прогнозируемого диапазона продаж. Эта тенденция, по-видимому, предполагает, что интерес к художественному самовыражению Дада и движению Дада все еще жив и здоров, а коллекционеры осведомлены о хороших сделках, которые могут появиться на аукционах.