Зародившись в недрах романского зодчества, готика окончательно порвала с тяжеловесной стеной как основной несущей конструкцией, применив систему крестовых сводов, выложенных на нервюрах.

Каркасная система готического собора позволила значительно раздвинуть пространство интерьера ввысь и вширь, обеспечив передачу бокового распора сводов со стен на вынесенные наружу контрфорсы через полуарки-аркбутаны.

Готика разработала свою систему архитектурного декора: большие заполненные цветными витражами окна с фигурными каменными переплетами, шпили, башенки-фиалы, стрельчатые арки, ажурные фронтоны-вимперги, замысловатые рельефы …

Термин «готика» введен в эпоху Возрождения и первоначально касался всей средневековой архитектуры, причем имел в себе негативный оттенок, относивший предшествующую архитектуру ко временам «варварства».

Классической формой отличаются каменные готические соборы во Франции. На протяжении нескольких столетий, вплоть до XV – XVI веков,
готика распространялась по странам Западной Европы, проходя последовательные стадии “ранней”, “лучистой”, “пламенеющей” готики и давая множество национальных вариантов.

Скульптура в готике тоже всецело подчинена архитектуре.

Характерной чертой готической пластики становится S-образный изгиб фигур. Барельефы вытесняются горельефами. Основные темы скульптурного декора: Страшный суд, сюжеты, посвященные Деве Марии, сюжеты, связанные со святым, которому посвящен храм.

Место стенных росписей заняли витражи с библейскими, евангельскими и даже историческими сюжетами. Сложился чрезвычайно изысканный стиль книжной миниатюры, которая преодолевает традиционную плоскостность изображения и обращается к реальным мотивам и деталям, сохраняя при этом красочную декоративность.