Искусство Возрождения, проникнутое светлым и разумным представлением о мире, несло идеи гуманизма, возвышало человека-мыслителя, человека-творца, его энергию, инициативу. Идеалом Возрождения становится гармонически развитый человек.

Для архитектуры Ренессанса характерно обращение к античной ордерной системе, которая сделала возможным создание ясных и четких объемов зданий, просторных интерьеров.

В это время ведущее место заняли общественные строения, городские дома, виллы, палаццо, дворцы, фонтаны, ансамбли.

Наиболее бросающиеся в глаза приметы архитектуры Ренессанса: наличие античных ордерных элементов в оформлении фасадов, строгий ритм в расположении оконных проемов, членение этажей с помощью межэтажных горизонтальных тяг, развитые, далеко выдвинутые карнизы, рустованные фасады, особенно в нижних этажах. Крупнейшие архитекторы: Ф. Брунеллески, М. ди Бартоломмео, Б. да Майано, П. Ломбарди, Л. Альберти, Д. Браманте,Дж. Виньола, Дж. Вазари, Я. Сансовино, А. Палладио.

В живописи, начиная с Джотто, происходит становление искусства передачи анатомически правильного человеческого тела, глубины пространства с помощью перспективы, света и тени, виртуозно разработанной композиции и блестящего колорита (Мазаччо, А. Мантенья, П. делла Франческо,С. Боттичелли и др.).

Высокое Возрождение в Италии (кон. XV – перв. пол. XVI в.) выдвинуло гениальных Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, а также множество других замечательных художников и скульпторов, давших высокие образцы выражения физического и духовного совершенства человека в станковой и фресковой живописи, в станковой и монументальной скульптуре.

В период перв. треть XV — XVI в. происходит процесс распространения идей Ренессанса на другие страны Западной Европы, который получил название Северного Возрождения. В отличие от итальянского Ренессанса художники Северного Возрождения исходили не из отрицания идеалов средневековья, а занимались развитием традиций национального готического искусства.

Их мало волнует красота человеческого тела и иллюзорная глубина изображаемого пространства. Для них более характерны готическая экспрессивность и «магический реализм», сложное сочетание мистического мироощущения и гуманистического мышления.

Северное Возрождение дало блестящий ряд имен: Я. Ван Эйк, Р. ван дер Вейден, И. Босх, П. Брейгель – в Нидерландах; А. Дюрер, М. Грюневальд, Г. Гольбейн Младший, Л. Кранах Старший – в Германии; П. Леско, Ж. Фуке, Ж. Гужон – во Франции; Х. де Эррера, Эль Греко – в
Испании.