- Алтарь – часть христианского храма, где находится престол; размещается в восточной стороне здания.
- Аркатурный пояс, фриз (аркатура) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений, например, аркатурный фриз в древнерусской и романской архитектуре.
- Аркада – ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы; применяется главным образом при устройстве открытых галерей.
- Арабески – орнамент из сложно переплетающихся геометрических и стилизованных растительных мотивов, изредка включающий надписи,
исполненные арабской вязью; получили распространение в искусстве итальянского ренессанса, а затем и в других странах Европы. - Архивольт – наружное обрамление пролета арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены, чаще всего профилированное.
- Аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа внешним опорным столбам – контрфорсам; аркбутаны
возникли в готической архитектуре. - Аллегория – иносказание; в искусстве, т.е. выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа, например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках – аллегория правосудия.
- Базилика – здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн; средний неф при этом выше остальных; базилика как один из основных типов раннехристианских храмов была в дальнейшем разработана в романской,
готической и барочной архитектуре. - Баптистерий – небольшое многогранное или круглое в плане здание, в центре которого размещается бассейн, предназначенный для совершения обряда крещения. Обычно баптистерий располагался рядом с католическим храмом и соединялся с ним галереей.
- Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, завершающаяся куполом или многогранным
сомкнутым сводом. - Венецианское окно – стрельчатый проем, в середине которого размещается гладкая или витая колонка; такие окна появились в архитектуре венецианских домов 15-16 вв.
- Вимперг – остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий; украшался ажурной или рельефной резьбой.
- Витраж – сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В
классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала – свинца. - Готика «пламенеющего стиля» — разновидность готического стиля, сложившаяся в 15 в.; название происходит от сходства некоторых ее декоративных мотивов с языками пламени.
- Гаргуйль – водосток в виде фантастического существа в готических зданиях.
- Гризайль – вид живописи, преимущественно декоративной, на основе использования оттенков одного цвета, чаще всего серого.
- Гравюра – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.
- Гурт – ребро свода, слегка выступающее на его поверхности, характерное для готической архитектуры Германии (во Франции – нервюра).
- Деисус – трехличная икона или композиция, состоящая из трех икон, и изображающая Иисуса Христа посередине и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Предтечу.
- Донжон – главная, отдельно стоящая башня в средневековом замке, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении врага.
- Зооморфный (звериный) стиль – изобразительная манера мастеров-художников первой половины – середины первого тыс. до н.э. Это
декоративно-прикладное искусство, реалистическое по форме и мифологическое по содержанию. Главной темой было изображение зверей и зооморфных чудовищ, выражавших силу, ярость, власть и т.д. - Инкрустация – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, кости и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу.
- Инкунабулы – книги, относящиеся к начальной поре книгопечатания (до 1 января 1501 г.), внешне похожие на рукописные.
- Камерный портрет – как правило, погрудное изображение человека, передающее характер, основные черты личности; появился в 16 веке.
- Кампанила – колокольня в виде многоярусной четырехгранной башни, стоящей отдельно от храма; характерна для итальянской архитектуры средних веков и ренессанса.
- Капелла – католическая или англиканская часовня, домашняя церковь (в замках, дворцах); церковный придел: дополнительное помещение в храме с алтарем.
- Квадр – отесанный с четырех сторон, имеющий форму параллелепипеда камень для кладки стен. Квадровая кладка широко применялась в архитектуре ренессанса.
- Контрфорс – вертикальная выступающая часть стены, способствующая ее устойчивости тем, что своим весом противодействует распору сводов, перекрывающих сооружение; в готической архитектуре контрфорс отделен от стены и воспринимает распор свода через аркбутан.
- Крабб – характерный элемент готического архитектурного декора; выполняется в виде стилизованных изогнутых листьев, как бы плавно выходящих из основной архитектурной детали щипца, вимперга, фиала.
- Крестоцвет (флерон) – декоративная деталь в готической архитектуре в виде стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями; завершает башни, щипцы, вимперги, фиалы.
- Крипта – часовня под алтарной частью западноевропейского храма.
- Мавританский стиль – архитектурный стиль, зародившийся в Испании 8 в. при завоевании ее жившими в Африке арабами–маврами. Отличается изяществом и благородством линий и пропорций, причудливым сплетением арочных конструкций, щедрым лепным декором, узорчатыми
панно. - Мансарда – чердачное помещение под высокой ломаной крышей, используемое в качестве жилого. Названа по имени французского архитектора эпохи Возрождения Франсуа Мансара.
- Манускрипт – средневековая рукописная книга.
- Миниатюра – красная краска, которой в древности пользовались для расцвечивания инициалов и буквиц в рукописных книгах; в средние века – живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие рукописи в виде заставок или на всю страницу.
- Нартекс – притвор, пристройка к западной стороне христианского храма, предназначенная для лиц, не допускавшихся внутрь главного помещения храма, где совершались молитвы.
- Неф – первоначально продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркадой на главный, более широкий и высокий неф, и боковые нефы.
- Нервюра – выступающее и профилированное ребро готического свода.
- Палаццо – итальянский городской дворец-особняк 15-18 веков, имевший величественный фасад, обработанный рустом, и уютный внутренний двор.
- Парадный портрет – портрет, подчеркивающий социальный статус человека, его достоинство, прежде всего сословное; появился в 16 веке и сохранился до наших дней.
- Патио – внутренний небольшой открытый двор, часто окруженный галереями или аркадой; получил широкое распространение а архитектуре итальянского ренессанса.
- Пинакли – декоративные башенки на контрфорсах или на других частях позднероманских и готических церквей.
- Плетенка – плетеный орнамент, применявшийся в качестве декора различных архитектурных элементов.
- Путти – изображения мальчиков (обычно крылатых – амурчиков и ангелочков), излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообразами.
- Ратуша – здание городского самоуправления в городах феодальной Западной Европы, обычно имело зал на втором этаже и часовую башню.
- Регулярный парк – стиль планировки и оформления парка, характеризующийся строгой геометричностью композиции, господством
прямых линий, стрижкой деревьев и кустов в форме шаров, конусов, кубов и т.п., обрамлением аллей и площадок боскетами (стенками из
ровно подстриженных деревьев и кустарников), фигурно устроенными газонами, искусственными прудами, обилием скульптур; расцвет
начинается в эпоху Возрождения, а высшего развития достигает во Франции 17 в. - Роза – круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12-15 веков.
- Руст – камень для облицовки стен, вытесанный в виде правильного параллелепипеда с грубоколотой или выпуклой лицевой поверхностью.
- Сандрик – небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли; часто завершается фронтоном, служит для защиты от дождя.
- Скрипторий – мастерская письма в Западной Европе в 6-12 веках, где переписывали для церкви и знати книги религиозного содержания, средневековые хроники и произведения античных авторов.
- Табернакль – в готической архитектуре декоративно оформленная ниша со статуей святого.
- Трансепт – поперечный неф в западноевропейских храмах, образующий в пересечении с главным нефом средокрестие.
- Тондо – картина или рельеф, круглые по форме.
- Фиал – характерное для готической архитектуры декоративное венчание пинаклей, контрфорсов, щипцов в виде стержня с крестоцветом, фигурного шпиля, украшенного краббами.
- Филигрань – ювелирное изделие из тонкой проволоки; накладные металлические украшения переплета книги.
- Фолиант – толстая книга большого формата.
- Хор – место для певчих в западноевропейских храмах. Обычно хор располагался перед алтарем. Позже хором стали называть всю алтарную часть храма.
- Химера – в средневековом европейском искусстве скульптурное изображение фантастических чудовищ.
- Центрическое сооружение – круглая, квадратная или многоугольная постройка, центральная ось которой совпадает с геометрическим
центром; в средние века — это крестово-купольные храмы, в эпоху Возрождения – капелла-ротонда. - Шпиль – остроконечное завершение башни, здания в виде сильно вытянутого конуса, увенчанного скульптурным или резным
изображением. - Шпиц – острие башни, то же что и шпиль.
- Щипец – 1. верхняя часть торцовой стены, ограниченная двумя скатами; внизу щипец не имеет горизонтального карниза в отличие от фронтона. 2. элемент декора готического здания в виде треугольника, венчающего окно, портал и др.
- Яблоко – декоративная деталь в виде шара, чаще всего позолоченного, завершающая шпиль здания, главку храма. На яблоке устанавливается крест, венчающий храмовое сооружение.