Средой формирования стиля в искусстве является стиль жизни человеческого сообщества той или иной исторической эпохи. Стиль это исторический конструкт. А значит, в первую очередь мы обозначаем историческую эпоху, которую будем исследовать, затем определяем место возникновения стиля, страну, где он зародился.

Затем исследуем мировоззренческие аспекты стиля, картину мира людей живших в эту эпоху. Здесь следует заметить, что не все люди, живущие в этой стране и в это время, являются носителями и, тем более, творцами стиля.

В ходе исторического развития человеческие сообщества становятся более многочисленными и сложными по своему составу. Постепенно их структура принимает иерархическую форму и становится «пирамидой власти и богатства». Низшие слои общества, как правило, придерживаются традиционного уклада жизни.

В их среде рождается и поддерживается в поколениях национальный стиль. У этих сообществ особая ментальность и своя картина мира. А мода и стиль возникают в среде обеспеченных людей. Представители высшего света имеют право и возможность насаждать свои вкусы остальным, по их велению создаются произведения искусства и роскошные наряды, строятся храмы и дворцы, разбиваются парки и т.д.

Музыка и театральное искусство развиваются тоже в этой среде. И, тем не менее, картина мира такой сложной социальной структуры все же остается общей для современников, хотя бы в главных своих чертах, на уровне базовой идеологии и нормативной системы.

Но носителями стиля все же являются элитарные слои общества. Как известно, картина мира состоит из трех блоков. Первый это – рациональные знания, научная картина мира. Второй блок – нормативная система общества, государственное устройство, нормы и правила поведения. Третий блок картины мира – ментальность носителей стиля, специфика общественного сознания людей данной эпохи.

Далее изучаем адаптивную деятельность людей на основе картины мира и результаты этой деятельности: объекты материальной и духовной культуры. Кроме мировоззренческих аспектов стиля и соответствующей им адаптивной деятельности, следует изучить, как проявляют себя формально- пластические признаки стиля или стилевые черты.

Стилевые черты, несомненно, присущи всем видам искусства. Особенно ритм, которому подвержено всѐ живое на земле. Ритм есть в формах архитектуры, в организации ландшафтного пространства, в формах мебели, в интерьере, а также в музыке, танце, орнаменте. Стихотворные строчки тоже подвержены ритму.

Необходимо заметить, что ритм как средство художественной выразительности и стилевая черта накрепко связан с такими понятиями как пропорция, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, акцент и т.д. И они не в меньшей степени характеризуют стиль, а значит, наряду с ритмом, могут считаться стилевыми чертами, формально- пластическими признаками стиля.

В ходе исторического развития в деятельности человека появляются такие культурные явления как дизайн и мода. Они тоже, на наш взгляд, могут выступать яркими составляющими стиля жизни. Считается, что мода зародилась в Европе на рубеже ХIII – ХIV вв., а дизайн, как творческая проектная деятельность, – в ХIХ, начале ХХ вв.

Моде, как кратковременному господству людских предпочтений могут быть подвержены все области материальной и духовной культуры. Дизайн, особенно в последнее время, тоже всеохватен. Таким образом, при изучении стилей, с того времени, когда эти явления уже появились в культуре, мы будем их включать в алгоритм исследования.

Если продукты дизайна можно анализировать по формальным признакам, то в моде главным, на наш взгляд, является поведенческий аспект. Мода в большей степени область исследования социологов и психологов. Модное поведение – это знаковое поведение и его изучение прекрасно «вписывается» в такой стилевой признак как жест, телесная пластика.

Итак, алгоритм исследования стиля выглядит следующим образом:

  1. Название стиля, его этимология и время существования.
  2. Страна возникновения и бытования стиля.
  3. Мировоззренческие аспекты стиля: картина мира носителей стиля.
  4. Первый блок картины мира: система рациональных знаний. Научные и технические открытия и изобретения.
  5. Второй блок картины мира: нормативная система. Государственное устройство, политика, экономика. Этические и моральные нормы и ценности.
  6. Третий блок картины мира: ментальность, специфика общественного сознания человека данной исторической эпохи.
  7. Результаты адаптивной деятельности носителей стиля на основе картины мира. Объекты материальной культуры: архитектура, ландшафт, интерьер, мебель, дизайн предметной среды, костюм.
  8. Результаты адаптивной деятельности носителей стиля на основе картины мира. Объекты духовной культуры: религия, философские и эстетические воззрения, искусство (живопись, скульптура, музыка, театр, литература, декоративно-прикладное искусство).
  9. Формально-пластические аспекты стиля. Стилевые черты. (Форма, ритм, пропорции, симметрия, контраст, акцент, цвет, материал, орнамент, телесная пластика).