Стиль — это единство художественного направления. Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии. Стиль порождается определенной эпохой, обуславливается научными и техническими возможностями, образом жизни.
Стиль, по мнению Т.Ю. Быстровой, – «это исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-художественного содержания».
В дизайне интерьера можно выделить стили (стилевые направления) определенных исторических периодов, сформировавшиеся в европейском симбиозе: барокко, рококо, классический, ампир, модерн, ар деко, модернизм, авангардизм, конструктивизм, функционализм, минимализм, поп-арт, хай-тек, бионика, деконструктивизм, техно, экостиль.
Первенство в креотурной системе каждого из этих стилей принадлежит различным европейским странам, имевшим особенности в развитии философии, экономики, в социальной структуре, в природно-климатических условиях, а также в глубинных генетико-семантических предпочтениях населения.
Благодаря этому за отдельными стилистическими проявлениями закрепилась национальная идентификация: шведская, французская, немецкая, испанская, английская, итальянская, скандинавская, американская (последнюю следует рассматривать как адаптацию европейских стилистических корней к новым условиям другого континента и к прогрессу общественно-экономического развития).
Хорошо сохраняющаяся до сих пор семантическая традиция этнических культур подарила миру японский, китайский, африканский, индийский, египетский, арабский стили интерьеров. Проблема правильного понимания и освоения стилей актуальна в современном дизайне среды, поскольку в последнее время мы все чаще можем слышать о бесстилье, эклектике или свободе самовыражения, которыми оправдываются откровенно бездарные проекты.
Потому, желая использовать тот или иной стиль в своем проекте, дизайнер должен знать не только формальные качества стилей и принцип их организации в единое эстетически выразительное целое, но и изучить исторические, природные, социально-экономические истоки формирования этих стилей.
Анализ стилеобразующих предпосылок включает основные факторы:
- хронологию формирования стиля; географическое положение страны и климатические условия;
- экономику (наличие природно-материальных ресурсов, способ производства);
- доминирующий класс в обществе, определяющий вкусовые предпочтения;
- ментальность нации (философский контекст);
- основные характеристики и отличительные особенности стиля.
К вопросу дизайна среды всегда очень трепетно подходили в восточных странах, особенно в Японии и Китае (философия и жизнь в этих странах не отделимы). Хронология развития японского стиля тесно связана с историческим процессом формирования философской школы.
В XIV-XVI вв. в философской мысли неограниченно господствовал буддизм, с XVII в. преобладающее влияние приобрело конфуцианство, более соответствовавшее феодальным устоям японского общества. В XVII-XVIII вв. развивались неортодоксальные учения, отвергающие догмы конфуцианства.
После незавершенной буржуазной революции 1867-68 начался процесс усвоения европейской философии. В 20-40-х гг. XX в. сложился японский «классический идеализм», представленный Киотской школой. В 50-х гг. ведущие позиции занимают экзистенциализм и прагматизм; с 60-х гг. приобретают влияние аналитическая философия и другие течения современной буржуазной философии.
Считается, что традиционная японская культура сложилась в XVI-XVII веках, когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появились зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую целевую аудиторию — формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов — ростовщиков.
Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность простоте и минимализму национального жилища. В XIX-XX веках ведущим классом была японская буржуазия, вкусовые предпочтения которой обратились на Запад.
Япония расположена на небольших по площади островах. В территориально небольшой, переселенной стране особо ценится пространство. Поэтому и внутреннее наполнение помещений сводит к минимуму мебель. Простота и функциональность японского интерьера явилась следствием капризного климата и сложных сейсмических условий.
Здесь издревле вместо натурального камня применяют дерево, строят в основном легкие и открытые постройки, часто «мобильные». В экономике Японии после Второй мировой войны интенсивно использовалась высококвалифицированная и вместе с тем дешевая рабочая сила, активно внедрялись самые новые достижения мирового научно-технического прогресса.
Ныне страна имеет трудовые ресурсы с высоким уровнем профессиональной подготовки. Проблема недостатка местных природных ресурсов решается путем внедрения сберегающих технологий. Как основные внутренние ресурсы развития используются те возможности, которые предоставляет научно-технический прогресс. Но все же, наряду с массовым, до сих пор сохраняется ремесленное производство.
В японском интерьере все направлено на гармонизацию сосуществования души человека с окружающим миром, на ее очищение от лишних эмоций и переживаний. Это достигается стремлением к минимализму, максимальной функциональности интерьера, совершенству простых форм, использованию больших пространств при минимальном использовании изящных дополнений.
Причем в японском интерьере преобладает естественность и натуральность, игра в основном на бежевых, жемчужных, песочных и молочных тонах. Традиционный японский интерьер – это огромное светлое пространство, разбавленное национальными предметами интерьера.
По традиции японский дом освещают мягким, ненавязчивым, рассеянным светом по принципу луны, а не солнца как во всей Европе. Философия японского дома тесно связана с природой — с точки зрения материалов, цвета, композиции. Но главная его природная черта — это возможность трансформироваться, изменяться, расти.
Английский стиль складывается под влиянием природно-экономических факторов. Значительные площади занимают старые разрушенные горы. Благодаря умеренному влажному климату в Англии круглый год зеленеет трава и почти всегда что-то цветет. Садоводство — национальная страсть англичан, ключ к пониманию многих сторон их характера, отношения к жизни.
Ограниченные природные ресурсы островной страны компенсировались колониальной политикой в XIX в. Англичане являются продуктом смешения многих этнических групп – древнейшего иберийского населения с народами индоевропейского происхождения: племен кельтов, германских племен англов, саксов, фризов, ютов, в некоторой степени скандинавов, а впоследствии и франко-норманнов.
От крестьянской натуры саксов английский характер унаследовал склонность ко всему естественному, простому, незамысловатому в противовес всему искусственному, показному, вычурному:
- прозаическую деловитость, ставящую материальную сторону жизни выше духовных ценностей;
- приверженность традициям при недоверии ко всему необычному, непривычному, тем более иностранному;
- пристрастие к домашнему очагу как символу личной независимости.
Скандинавские викинги внесли в английский характер еще одну существенную черту — страсть к приключениям. В душе домовитого англичанина всегда чувствуется манящий зов моря, романтическая тяга к дальним берегам. Первая и наиболее очевидная черта этой нации — стабильность и постоянство характера составляющих ее индивидов.
Они меньше других подвержены влиянию времени, преходящим модам. Исконные черты английской натуры по-прежнему остаются общим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни. Англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.
Деньги — кумир англичан. Дом служит англичанину крепостью, где он способен укрыться не только от непрошеных посетителей, но и от надоевших забот. Англичанин любит жить в окружении хорошо знакомых вещей.
В убранстве дома, как и во многом другом, он прежде всего ценит старину и добротность. Когда в семье речь заходит об обновлении обстановки, то имеется в виду не смена мебели, а ее реставрация. Современный английский стиль – это стиль рафинированной элегантности, для которого характерно сочетание аристократизма, утонченности и сдержанности.
Можно сказать, что этот стиль является особенной разновидностью классического стиля, в частности, элементов регулярности в английском стиле меньше, чем в «классике», а цветовых решений – больше. Но главная особенность – обязательное использование форм античной архитектуры и некоторые колониальные ноты – элементы восточных интерьеров.
Английский стиль должен создавать впечатление интерьера, которому не менее 100 лет, его девиз – семейные и национальные традиции. Английский стиль считается дорогим, он подчеркивает состоятельность и статус его владельца. Этот стиль лучше «выдерживать» в интерьере полностью, он сложно сочетается с элементами других стилей.
США расположены на большой территории, в ней представлены практически все климатические зоны, недра богаты запасами различных природных ископаемых Склоны Кордильер покрыты густыми хвойными лесами. Страна удерживает лидерство в мировой экономике последние 100 лет.
Производство носит массовый характер. В XVIII веке американскую философию условно можно разделить на два направления: пуританский кальвинизм и политическую философию отцов-основателей. На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма.
В начале XX века прагматизм был временно отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами, Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается философия процесса. В середине XX века подъём популярности философии языка и аналитической философии.
В конце XX — начале XXI в вновь возрождается интерес к прагматизму. Жители США (активные переселенцы из многих стран мира), обзаведясь собственным домом в Штатах, стремились обставить и оформить его в соответствии с интерьерными тенденциями своей страны.
Менталитет переселенцев, способных на многочисленные переезды и смену обстановки, легко адаптировался к новому. Основная особенность американского интерьера – эклектичность: в классическом интерьере может стоять плетеная мебель из ротанга. Для американца стильный дизайн интерьера – тот, в котором ему хорошо. Не слишком церемонятся жители Америки и с выбором предметов декора.
Они много путешествуют, проникаются любовью к той или иной культуре и нередко привносят ее элементы в свой и без того смешанный интерьер. Американские интерьеры жилых домов достаточно просты, непритязательны и фактически недороги. Однако при этом создается эффект дороговизны и респектабельности.
Добиться этого позволяет качественная имитация дорогих материалов. В интерьерах, как правило, наравне с классическим, за основу берутся стиль кантри или колониальный. Направление кантри появилось в США в самом начале прошлого века, а стало популярно примерно 30-40 лет назад. В интерьерах в американском стиле очень много белого цвета.
Здесь очень популярна кожаная мягкая мебель. В американских интерьерах уживаются респектабельность, чопорность, простота, непритязательность, холодность, уютность. Существует ли русский стиль в дизайне интерьера? Особенность дизайна интерьера в России в том, что до 1991 года его вообще не было, он пришел к нам по почте в виде архитектурных журналов, засветился в кадрах зарубежных фильмов и был вывезен в форме мечты из массовых поездок за границу.
В. Злобин в статье «Беды и страхи российского интерьера» пишет: «Первая и самая главная особенность — это то, что «российского дизайна интерьера» как бы не существует. Он не признан в мире, о нем не пишут в международных изданиях…».
Возможно, стоит рассматривать русский стиль как своеобразный полистилизм, многомерность дизайна, источником которого является широта взглядов и неоднозначность менталитета русского человека.
Н. А. Бердяев сформулировал так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа: «Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей». И хотя официально не существует такого понятия, как русский стиль, в последнее время в журналах и интернете можно увидеть не только характерные особенности русского стиля, но и своеобразное деление на подстили:
«русская изба»;
«дворянское гнездо»;
«высокий штиль» (ампирный русский стиль);
«а-ля рюс» (украшение жилья с помощью характерных национальных элементов).
Подобные «направления русского стиля» являются лишь заимствованием или прямой имитацией элементов русского зодчества, живописи и ремесла древней Руси, что не может являться собственно стилем, это лишь один из способов работы с историческим материалом в дизайне, которые выделяет Быстрова Т.Ю.
Возможно становление русского стиля еще не оконченный исторический процесс. И на данном этапе стоит рассматривать его как желание вместить в себя как можно больше разных стилей с целью их дальнейшего усвоения и преобразования под менталитет русского человека.