Когда мы говорим об этрусках, мы инстинктивно думаем об их цивилизации и их особом внимании к миру мертвых. В конце концов, об этрусском искусстве можно было узнать если и не так много, то, к сожалению, еще меньше известно об их архитектурных проявлениях.
В архитектуре этруски были носителями известной строительной системы вероятного месопотамского происхождения, арки, которая позже была восстановлена и доведена до совершенства конструктивной смелостью римлян.
В поддержку возможного происхождения этрусского населения из восточных областей может быть полезен тезис, утверждающий, что они прибегали к технике «гадания», аналогичной той, что использовалась в Месопотамии: чтению печени животных. Следовательно, это также оправдывало бы использование лука.
За исключением нескольких остатков городских стен и ворот, у нас нет свидетельств этрусских храмов или обычных зданий, таких как дома, что свидетельствует о том, что большинство этих построек были построены из материалов, которые со временем портились.
Этруски черпали идеи из греческой культуры для реализации своих архитектурных произведений, естественным образом дорабатывая их оригинальными элементами, особенно в декоративном аппарате, который, однако, всегда будет сохранять сильный ремесленный характер. Благодаря Витрувию и его известному «Трактату» мы можем реконструировать образ древнего этрусского храма.
Еще одним важным подспорьем для реконструкции форм Храма являются глиняные урны в форме храма. Этрусские храмы, от которых сохранилось немногое, например. Вейо, Фьезоле, Орвието (по фундаментным стенам и декоративной терракоте) имели большое развитие фасадной части и возводились на высоких каменных цоколях. К ним можно было подняться по лестнице с лицевой стороны.
План состоял из двух частей: пронаоса, с несколькими параллельными рядами из четырех колонн тосканского типа, — с основанием, гладким валом, эхиновой капителью и круговыми счетами, — и камеры, которая могла иметь одно помещение или представлять собой три комнаты, из которых центральная могла быть самой большой. Крыши были двухскатными, деревянными и покрытыми гнутой черепицей и черепицей, опирается на балки, украшенные полихромными терракотовыми плитами, украшенными барельефами.
Антефиксы были размещены в конце рядов для удержания покрытия. Фронтон, скаты и конек украшали акротерии. Первоначально акротерии были украшены простыми мотивами, а затем превратились в настоящие статуи. К седьмому веку города были снабжены стенами, построенными из прямоугольных блоков, где открывались входные двери в города, число которых обычно соответствовало трем главным улицам (известным как улицы Перуджи и Вольтерры). склоны и хребет украшали акротерии.
Другими важными конструктивными свидетельствами являются некрополи с группами гробниц, которые в целом показывают нам организацию этрусских городских центров. Гробницы Черветери представляют собой красноречивый пример этого: это набор курганов, многие из которых были построены на основаниях, вырубленных в скале.
Под каждым курганом находится несколько гробниц, которые можно разделить на различные среды. Начиная с шестого века до нашей эры в гробницах, полностью вырытых в скале, таких как гробницы Тарквинии, помещение имеет плоский или остроконечный или кессонный потолок, который также мог поддерживаться столбами или колоннами.
Арочная и сводчатая крыша, основанная на принципе блокировки и взаимной поддержки блоков, представляет собой наибольший вклад в эволюцию архитектуры, данный этрусками.