Эпоха Возрождения

«Возрождение», происходящее от итальянского слова «Rinascimento», возникло, когда художники отвернулись от средневекового мира и искали модель для своей цивилизации в Древней Греции и Риме. Движение зародилось в Италии, но распространилось по Европе, трансформировав архитектуру, поскольку готика осталась позади, а на ее место пришли различные формы классицизма.

Одним из самых далеко идущих культурных движений всех времен был Ренессанс, который начался в Италии, когда художники, финансируемые и поощряемые богатым классом торговцев, аристократов и гильдий, порвали с недавним прошлым и начали возрождать классическое искусство, художественные ценности древнего мира. Результатом стала революция в живописи, скульптуре и архитектуре в зарождавшихся итальянских городах 15 века, прежде всего во Флоренции.

Новый взгляд на классику

В изучении древнего мира не было ничего нового. Грамотные классы — в основном священники и монахи — читали древних писателей на протяжении всего Средневековья и использовали латынь как язык как науки, так и международного общения. Но они занимались в основном философско-богословской стороной древних писателей. Изменение эпохи Возрождения заключалось в том, чтобы читать и ценить этих писателей и смотреть на их искусство ради него самого.

В изобразительном искусстве это означало новый натурализм изображения вместе с новым «гуманизмом» — иными словами, акцент на важности человечества в схеме вещей. Это не означало отказа от ценностей христианства. Отнюдь не. Но это было признанием того, что люди могут принести в мир что-то стоящее — произведения искусства, которые были бы достойными, гармоничными, правильными пропорциями и так далее.

Организация Витрувия

Читатели эпохи Возрождения чувствовали, что текст книги Витрувия был не очень хорошо организован, поэтому большинство писателей эпохи Возрождения брали из его работ то, что они считали наиболее полезным, и пытались представить это более связно. Альберти, например, представил свою работу De re aedificatoria в десяти книгах, сознательно подражая Витрувию. Но он подчеркнул некоторые ключевые идеи римского писателя, чтобы сделать его собственные теории более ясными и последовательными. Альберти уделял особое внимание трем ключевым качествам, которые, по словам Витрувия, должно демонстрировать здание: utilitas (полезность), firmitas (сила) и venustas (красота).

Этот более ориентированный на человека подход был связан с продвинутыми и открывающими глаза теоретическими исследованиями таких предметов, как геометрическая перспектива и пропорции. В архитектуре это означало возврат к версии классического стиля и новое изучение классических сочинений об архитектуре, пропорциях, орнаменте, строительстве и смежных темах, особенно работ великого римского писателя Витрувия.

Писатели и печатники

Эпоха Возрождения совпала с изобретением книгопечатания с подвижным шрифтом, и одним из результатов этого стало широкое распространение изданий и переводов (и «исправленных версий») Витрувия. Они добавили иллюстрации к тексту Витрувия, сделав его более ясным и эффективно обновив его, сделав его более соответствующим потребностям 15-го века.

Помимо переводчиков, многие художники, архитекторы и ученые опубликовали свои собственные идеи по архитектуре и строительству. Первым это сделал Леон Баттиста Альберти, великий архитектор, писатель, живописец, математик и ученый, который также писал о живописи и скульптуре. De re aedificatoria Альберти (1452 г. и последующие издания) был организован в десять книг (как и работа Витрувия) и охватывал самые разные темы, от планов и структур до орнаментов и, конечно же, орденов. Он также продвигал такие идеи, как декорум (строительство в соответствии с назначением строения) и civitas (цивилизация, основанная на городе).

Заказы и планы

Из этих изданий Витрувия и таких книг, как книга Альберти, возникли различные ключевые элементы. Прежде всего, конечно, заказы были описаны и проиллюстрированы, чтобы дать архитекторам визуальный словарь для классических зданий. Поскольку Витрувий был римским писателем, а Ренессанс впервые расцвел в Италии, были показаны все пять римских орденов (тосканский, дорический, ионический, коринфский и составной), а не только первоначальное греческое трио.

Витрувианские пропорции

Римский писатель Витрувий выдвинул идею о том, что ордены были связаны с человеческим обликом: дорический был мужественным, ионический — похожим на женщину, а коринфский — на девушку. Теоретики эпохи Возрождения пошли дальше, связав пропорции человеческого тела с геометрией с «витрувианским человеком». Витрувианского человека изображали многие художники — версия Леонардо да Винчи (ниже) наиболее широко воспроизведена и наиболее красиво нарисована. Его позы и точные пропорции варьируются (например, его ноги иногда вместе, иногда врозь, иногда широко расставлены), но какую бы точную геометрию он ни изображал, его популярность показывает, как человеческая форма была центральной в идеалах и пропорциях эпохи Возрождения.

Кроме того, были проиллюстрированы образцы построек, реконструированных со слов древних и дошедших до нас руин. Как и в случае с заказами, архитекторам был предоставлен набор моделей и планов, на которых они могли основывать свои собственные проекты — например, преобразование иллюстрации древнего храма в церковь. Иногда эти иллюстрации были далеко не точными. Но их основа в геометрии и комбинация планов и видов в перспективе дали архитекторам много пищи для размышлений и адаптации к их собственному использованию.

«…гармония и согласие всех частей, достигнутые таким образом, что ничего нельзя ни добавить, ни убавить, ни изменить, кроме как в худшую сторону». Альберти о красоте

Италия и не только

Это новое сознание классицизма и классических пропорций преобразило архитектуру прежде всего в Италии. Первый великий архитектор в Италии эпохи Возрождения был Филиппо Брунеллески, который наиболее известен тем, что спроектировал большой купол Флорентийского собора. Другие его здания, такие как изящная капелла Пацци и более монументальный собор Святого Духа во Флоренции, более классичны. Альберти — еще один великий архитектор раннего Возрождения, его самые известные здания — Темпио Малатестиано в Римини и пещерная церковь Сан-Андреа в Мантуе, западный фасад которой напоминает римскую триумфальную арку. Здания, подобные этим, стали источником вдохновения для следующих поколений итальянских архитекторов эпохи Возрождения в конце 15 века и позже, а также для строителей из других стран, поскольку идеи эпохи Возрождения распространились по Европе в последующие десятилетия.