Термин «постмодернизм» стал использоваться повсеместно в 1980-х годах для описания широкого круга тенденций в культуре и политике. Постмодернисты ставят под сомнение любой принцип иерархии и организации, предпочитая двусмысленность, многообразие и взаимосвязанность.

Двойственная архитектура, полная метафор и аллюзий

На постмодернизм в архитектуре сильное влияние оказала разочарованность, наступившая после Второй мировой войны, а его сторонники, не признававшие все теории и идеологии универсализации, акцентировали внимание – зачастую с помощью критического метода, известного как деконструктивизм — на условностях и допущениях, лежащих в основе различных методов.

В архитектуре постмодернизм был, частично, ответом растущему формализму интернационального стиля 1950-х годов и его появление было отмечено двумя ключевыми произведениями: «Сложность и противоречивость в архитектуре» Роберта Вентури (1966) и «Язык постмодернистской архитектуры» историка и критика Чарльза Дженкса (1978). Исходя из названия его произведения, Дженкс рассматривал архитектуру, в основном, как средство коммуникации, и привнёс в её истолкование ряд понятий из литературной критики, таких как метафора, синтаксис и символизм. В отличие от модернистов, делавших акцент на прозрачности пространства и конструкции, он предпочитал элементы «зашифрованные» и двусмысленные. И вместо того чтобы стремиться к стилистической оригинальности и чистоте, он выступал за использование элементов стилей прошлого.

По мнению Дженкса, постмодернизм в архитектуре не отвергал модернизм полностью, а использовал его инновации выборочно – архитекторы вроде Майкла Грейвса (в ранних работах) и Питера Айзенмана, например, активно использовали такие идеи оформления пространства, как коллаж и разбивка на слои, разработанные Ле Корбюзье ещё в 1920-х годах. Подобно Вентури Дженкс восхвалял местные способы выражения самобытности и повседневный мир американских торговых центров и загородных коттеджей, а также был сторонником «умелого» внедрения национальных элементов в формы, заимствованные из «высоких» стилей, например, классицизма.

Открыто отстаивая свои убеждения в том, что многие архитекторы считали слишком несовершенными сценографическими проектами – например, Портленд-Билдинг Майкла Грейвса (1980) и Площадь Италии Чарльза Мура в Новом Орлеане (1976-79) – Дженкс не очень старался навязывать свои идеи приверженцам тектонического выражения, как основы архитектурной формы, но эти идеи оказались чрезвычайно важными. Его книга переиздавалась несколько раз, после чего последовал ряд специальных выпусков журнала Architectural Design, в которых Дженкс представлял так называемые «новые» архитектурные стили, от «классицизма свободного стиля» до «абстрактного представления», от «постмодернистского классицизма» до «позднемодернистской архитектуры». Через двадцать пять лет после окончания периода расцвета архитектурного модернизма можно констатировать, что пропаганда явного стилистического эклектицизма привела к созданию лишь небольшого количества зданий; поздняя работа Джеймса Стерлинга – пристройка к Государственной галерее в Штутгарте – выдающееся исключение.

Идеи постмодернизма в архитектуре продолжают, тем не менее, влиять на предпосылки, лежащие в основе большинства современных методов, и их многолетнее наследие лишь служит доказательством глубокого интереса к «специфике» проектирования домов в соответствии с местом, материалами и программой.