Дизайн – одна из интеллектуально творческих сфер деятельности, где ставятся и успешно реализуются задачи, как создания субъективно новых объектов, так и поиска новых путей усовершенствования ранее придуманных объектов. Творческие способности дизайнера заключаются в умении моделировать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований своей деятельности в поиске инновационных решений для создания нового творческого дизайн-продукта.
Творчество тесно связно с техническим аспектом: с развитием научно-технического прогресса, с развитием компьютерных технологий. Именно это и дает дизайнеру неиссякаемый источник возможностей для творчества. Чаще всего графическая информация создается с помощью инструментов, сконструированных неопределенным количеством лиц, и дизайнер, используя эти инструменты, собственный накопленный практический опыт, мировой опыт из смежных областей, пропускает их через призму собственного видения, свой вкус, тем самым внося личный вклад в свою работу, придавая ей особую уникальность.
Практическая деятельность графического дизайнера зачастую заключается не в создании абсолютно нового объекта, а в создании «свежего» решения контекста графических элементов, которые бы обладали не только визуальной эстетической функцией, но и рациональной, составляя основу экономического успеха. Для достижения качественного результата дизайнеру важно уметь творчески экспериментировать, комбинировать, апробировать разные варианты проектных идей в попытках создания оптимального сочетания элементов.
Большую роль в практике дизайнера играет композиция. Бесконечно «играя» с ней, автор может выдавать многочисленные вариации графических решений, от плоских двухмерных до объемных трехмерных, используя также весь арсенал графических средств. Таким образом дизайнер задает новые векторы в современных тенденциях в графическом дизайне, находящие свое применение в различных типах графического дизайна: веб-дизайне, рекламе, социальных сетях, печатных изданиях, в том числе коммерческого характера и пр. Неформальный девиз современного общества – свобода и самовыражение, выход за рамки уже устоявшихся правил, условностей, ограничений и т.п.
И одна из задач современного дизайна – привлечь внимание и удивить уникальностью. Поэтому для дизайнеров важно развивать свое личное нестандартное, стратегическое мышление, чтобы уметь быстро адаптироваться к стремительно меняющимся запросам рынка, быть мотивированным на создание лучших дизайн-объектов.
Вдохновением для проектирования стилистически новых визуальных идей могут стать, как повествуют нам ежегодно современные тренды, совершенно неожиданные образы: смешение стилей, смелые цветовые схемы, экспериментальная типографика, альтернативное искусство, асимметрия, абстракция, 3D-эффект, геометрия и работы «от руки», стрит-арт, инфографика, виртуальная реальность, ремейки, арт-движение, текстуры, экология и многое другое. XXI век – эпоха цифрового искусства, которая открывает новые возможности для дизайнеров проявить себя.
Развитие в дизайне, как и любое развитие в природе или в обществе, – циклично. Несмотря на это, каждый новый виток в эволюции визуальной графики продиктован новым уникальным ее решением, дерзким подходом к ее интерпретации, новой эстетикой и смыслом.
Одним из трендов в графическом дизайне, завоевавшим популярность, стал изометрический дизайн – прием создания 3D в двух измерениях, который мы и рассмотрим далее в статье.
Чтобы лучше понять природу изометрии, обратимся к такому понятию, как аксонометрия, с помощью которой можно наглядно представить изображение предметов на плоскости. Аксонометрической проекцией (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») называется способ изображения геометрических предметов, полученный на аксонометрической плоскости в результате параллельного проецирования предмета вместе с системой координат, которое наглядно отображает его форму.
Аксонометрические проекции бывает нескольких видов: прямоугольная, куда входит изометрическая проекция (измерение по всем трем координатным осям одинаковое); диметрическая (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей – другое), и косоугольная (фронтальная), включая триметрию, где измерение по всем трем осям различное.
Руководствуясь понятиями и базовыми принципами построения изображений в данных проекциях, можно получать различные ракурсы объектов, моделируя впечатление зрителя об его объемных и пространственных характеристиках. Такой способ создания графического рисунка можно успешно применять в графическом дизайне, который успешно будет решать смысловые и визуальные задачи проектируемого образа.
Построение изображений в прямоугольной изометрической проекции характерно, в большей степени, для машиностроительного черчения для отображения наглядного вида детали на чертеже, но, в настоящее время, данный способ построения популярен и успешно применяется в компьютерных играх, в создании архитектурных объектов и пейзажей в изометрическом виде, и графическом дизайне в создании всевозможных иконок, графиков, диаграмм, технических и коммерческих иллюстраций, паттернов, картографических элементов, графики для веб-дизайна, 3D-шрифта, пиксель-арта, оптических иллюзий, мокапов, а также, как один из вариантов, в создании графических элементов в логотипе и пр.
Слово «изометрическая» в названии проекции пришло к нам из греческого языка и означает «равный размер», отражая тот факт, что в этой проекции масштабы по всем осям равны. Таким образом, такой способ построения предметов представляет интересные возможности в создании вариаций в изометрической графике, где двухмерный графический объект представляет собой иллюзию трехмерного («объемного») тела. Основным преимуществом изометрии является то, что для достижения псевдо-3D-эффекта нет необходимости использовать дополнительные тени.
Изометрическая проекция не существует в природе. Она представляет собой уникальный ракурс без перспективы. В отличии от реальности, все объекты на отдалении имеют такие же пропорции, как и на переднем плане, что создает характеристику, уникальную для изометрического произведения.
Изометрический стиль отличается от того, как наши глаза воспринимают вещи. Так, например, если идти вниз по улице или смотреть на уходящие вдаль рельсы, то параллельные линии сходятся в одну точку схода. С изометрией этого не происходит, так как в ней нет сходящихся линий, и вещи появляются такими, какие они есть. Изометрический дизайн показывает вещи такими, какие они есть, а не такими, какими мы их видим.
Получить визуализацию изометрической проекции довольно просто, следует для начала разобраться в том, как соотносятся двухмерное и изометрическое пространства, то есть понять изменение положения в плоскости. В качестве примера на рисунке 1 показано графическое преобразование прямоугольной системы координат вида сверху в изометрические координаты. Изометрическое преобразование – это изменение положения или ориентации определенной фигуры, которое не меняет ни форму, ни размер.
Популярность аксонометрической проекции заключается в лёгкости и доступности построения, так, даже в ручном исполнении эскиза объекта строить углы аксонометрических осей можно разными способами: с помощью а) циркуля, б) угольника с углами 30, 60 и 90° или транспортира, в) отрезков на разлинованной в клетку бумаге, где соотношение длин отрезков должно быть 3:5. Таким образом имеем в виду, что построение любой геометрической фигуры будет неизбежно начинаться с проведения осей изометрических проекций.
Также при изометрическом преобразовании геометрических объектов необходимо знать правила построения изометрических проекций плоских и объемных геометрических фигур, чтобы в дальнейшем избежать ошибок в построении ракурса, в котором должны быть видны 3 стороны фигуры, все линии находиться под углом параллельным 30° и нет места перспективным сокращениям. При этом получаемое изображение предмета в изометрической проекции имеет несколько большие размеры, чем в действительности. Так, например, в изометрии окружности проецируются в эллипсы. На рисунке 3 показаны примеры построения основных геометрических фигур в изометрии.
В настоящее время работа графического дизайнера неразрывно связана с компьютерными графическими редакторами, которые в разы повышают эффективность и быстроту выполнения работ. Чтобы нарисовать изометрическую фигуру в векторном графическом редакторе на компьютере, нужно сначала построить сетку, которая поможет сориентироваться в 3D-пространстве. Руководствуясь знаниями о построении изометрии, где ось Х (ширина) и Y (высота) являются взаимозаменяемыми в изопроекции и они же составляют изометрический угол равный 30º и 120º, в отличие от оси Z, обозначающей высоту, можно легко создать изометрическую сетку. Для этого следует задать соответствующее направление осям OX и OY в изометрии (30º). Также в настройках некоторых графических редакторов можно воспользоваться уже готовой аксонометрической сеткой, позволяющей создавать объекты в изометрии (рис. 4). Нарисовать объект при помощи прямых линий, руководствуясь опорной изометрической сеткой, несложно. Гораздо сложнее нарисовать изгибы, представляющие собой окружности или ее части. Для этого можно заранее выполнить заготовки окружностей (овалы), расположенные в трех координатных плоскостях, в зависимости от оси, и далее, чтобы добавить нужный изгиб, его достаточно будет вырезать и применить в изображении. Это поможет подчеркнуть геометрическую природу изометрической проекции.
Плоский дизайн обладает своими визуальными возможностями, показывая зрителю изображение только спереди, но изометрическая техника, которая делает дизайн с верхом и двумя сторонами, расширяет визуальные возможности графического изображения объектов и делает их более сложными, привлекательными, наделяя мощным изобразительным потенциалом и характерной эстетикой. Трехмерный объект в двухмерном измерении имеет структуру и глубину, с которой плоский дизайн не сможет конкурировать.
Отсутствие перспективы в изопроекции позволяет эффективно и вариативно экспериментировать с контрастами, влияющими на приближение или удаление объектов на основе фокусировки, освещения и искажения света. Также изометрический способ построения объектов может стать основой создания замысловатых рисунков в стиле Эшера.
Изометрия позволяет быстро создавать объекты, которые легко совмещаются друг с другом, при этом изменяя их размер, количество, что нельзя сделать с отдельными перспективными изображениями, таким образом создавая сложные и многоплановые иллюстрации. При определенных компьютерных модификациях с фигурами изометрический рисунок можно легко преобразовать в псевдоперспективу, искажая контур рисунка, сужая или расширяя его с нужной стороны и пр. На рисунке 5 представлены примеры искажения контура изометрических объектов и создание псевдоперспективного изображения.
Изометрические чертежи преимущественно полезны для дизайнеров, как в сфере графического дизайна, так и промышленного и средового, а также для архитекторов, инженеров, поскольку изометрия идеально подходит для визуализации интерьера помещений, технических чертежей для демонстрации продукта в разобранном виде, а также чтобы показать внутренние детали. Также есть ряд других ситуаций, в которых изометрическая проекция полезна. Например, в картографическом дизайне для изображения архитектурных объектов, ландшафта и других элементов городской среды и ориентирования на местности, в изометрических настенных картах, как отображение системы навигации в общественных местах.
Также изометрия часто используется в инфографике, чтобы показать больше информации, в создании векторных иллюстраций, которой можно сопроводить контент на разную тематику. Кроме того, к изометрии прибегают при создании логотипов в сочетании с другими средствами выразительности образа, такими как градиенты, контуры, яркие цвета. С помощью изометрического макета можно выгодно показать дизайн, сделать его более привлекательным и уникальным.
Изометрия активно используется графическими дизайнерами при визуализации рисунков различных иконок и объектов окружающей действительности, представляя плоскую картинку в объеме (рис. 6, 7). Такие картинки визуально красивы и способны оживить любой дизайн-проект.
Так как в изометрии отсутствует искажение по осям, такие картинки часто смотрятся немного наивно, но в этом и заключается их привлекательность и характерная эстетика. Изометрические изображения легки для понимания и достаточно информативны, чтобы раскрыть смысловую составляющую проектируемого образа. Основное преимущество изометрического стиля – универсальность и наглядность изображения. Такое преимущество изометрии позволяет ей уверенно держать лидерские позиции в тенденциях последних лет. Именно поэтому такой способ изображения востребован дизайнерами разных направлений. Три измерения дают возможность использовать значительно больше вариаций, чем 2D. Главное при этом определить уместность и целесообразность использования изометрии в подаче визуальной информации.
Творческая основа профессии дизайнера побуждает его уходить от стандартных идей в поиске уникальных решений дизайн-объектов, в том числе и графики. Современные взгляды на жизнь претерпели большие изменения, в особенности с развитием информативности и цифровизации социума. Общество стало более динамичным, избирательным, требовательным, быстро адаптирующимся к переменам и отдающим предпочтение чему-то новому. Таким образом, динамика современного рынка дизайн-услуг свидетельствует о развитии новых форм и методов подачи визуальной информации.
© Кучеренко М.С., 2020
© Никуличева С.М., 2020